Монументальную композицию «Красная комната» мастер называл «декоративным панно». Оно было заказано Сергеем Щукиным для столовой. Художник начинал писать полотно как «Гармонию в голубом», взяв за образец декоративную ткань с голубыми узорами. Однако накануне Осеннего салона 1908 года в Париже Матисс неожиданно кардинально переписал его, объяснив это тем, что оно показалось ему недостаточно декоративным и в красном цвете все выглядит значительно красивее.
В записях, относящихся к этому времени, Матисс сформулировал принципы колоризма своих работ: «Я выбираю цвета не по какой-нибудь научной теории, но по чувству, наблюдению и опыту. …Я же просто стараюсь положить цвета, передающие мое ощущение. Правильно найденное соотношение тонов может заставить меня изменить форму какой-нибудь фигуры и перестроить всю композицию».
Чистый красный цвет поглощает пространство комнаты и женскую фигуру, плоскость холста превращается в декоративную поверхность. Но художник делает холст глубже, вводя мотив окна, в котором можно увидеть яркие зеленые деревья. Картины Матисса похожи на яркие декоративные ковры. Цвет для него является основным выразительным средством, красный на полотне словно излучает жизненную энергию, несет заряд радости и оптимизма.