Волков Ефим Ефимович (1844—1920) — русский художник-живописец. Передвижник и академик Петербургской Академии художеств, автор более пятисот пейзажей и около тысяч этюдов, талантливый рисовальщик и иллюстратор. Родился в Санкт-Петербурге.
В 1866 году Ефим Волков поступил в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств, где проучился всего один год, освоив четырехлетний курс обучения школы. Далее, в 1867 году Ефим Ефимович стал вольнослушателем Императорской Академии художеств. В дальнейшем творчестве художника отчетливо будут видны прочно усвоенные им теоретические основы классической пейзажной живописи. За картину «Вид в окрестностях Петербурга» в 1870 году Волков получил звание «не классного художника». В этом же году Волков уходит из Академии, чтобы вплотную заниматься живописью. В 1895 году Ефим Ефимович был избран в действительные члены Академии художеств. В 1899 году «за известность на художественном поприще» ему присуждено звание академика. Е.Е. Волков был активным участником Товарищества передвижных художественных выставок и на регулярной основе с 1878 по 1918 год экспонировал свои работы на выставках этого объединения художников.
Творчество Волкова представлено в первую очередь пейзажной живописью. Критик Стасов В.В. в своей работе «Двадцать пять лет русского искусства» писал, что в пейзажах Волкова «часто есть немало поэтичности». «Поэтичность» Ефим Волков вкладывал в изображения, казалось бы, самых скромных уголков природы севера и средней полосы России, окрестностей Санкт-Петербурга, тонко подмечая присущее им очарование. Излюбленным мотивом творчества художника является пейзаж болот, опушки леса, берег небольшой реки или лесное озеро. Кстати, болота, Ефим Ефимович как-то при разговоре с художником Минченковым Я.Д. назвал «родными болотищами», при виде которых он «чуть было не расплакался» после возвращения из-за границы.
Современники называли Ефима Ефимовича «поэтом русской осени и русских туманов». Волков писал и летние, более яркие работы, но публике больше полюбились его осенние и зимние пейзажи. Время суток в работах Волкова тоже станет особенностью его пейзажей, так как художник чаще изображает переходные состояния начала или конца дня. Ранее упомянутый Я.Д. Минченков писал, что именно «люди, соприкасавшиеся с природой, бродившие на охоте по болотам, опушкам леса, лугам, хотя бы случайно наблюдавшие утренние, вечерние зори и не искушенные в тонкостях искусства, любили пейзажи Волкова».
Выделенные нами черты творчества Ефима Волкова отмечены и в картине «Скит» 1889 года, представленной в экспозиции нашего музея. Название работы — скит, уединенное место жительства монахов вдали от мирской суеты, уже говорит о характере произведения и теме, которую хочет затронуть Ефим Ефимович. Жизнь художника, его характер и его творчество всегда тесно взаимосвязаны, поэтому сюжет данной работы и ее художественный мотив можно соотнести с биографическим фактом, а точнее, одним годом, разделившим жизнь Ефима Волкова на «до» и «после».