Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
#3

Волков Ефим Ефимович (1844—1920) — русский художник-живописец. Передвижник и академик Петербургской Академии художеств, автор более пятисот пейзажей и около тысяч этюдов, талантливый рисовальщик и иллюстратор. Родился в Санкт-Петербурге.


В 1866 году Ефим Волков поступил в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств, где проучился всего один год, освоив четырехлетний курс обучения школы. Далее, в 1867 году Ефим Ефимович стал вольнослушателем Императорской Академии художеств. В дальнейшем творчестве художника отчетливо будут видны прочно усвоенные им теоретические основы классической пейзажной живописи. За картину «Вид в окрестностях Петербурга» в 1870 году Волков получил звание «не классного художника». В этом же году Волков уходит из Академии, чтобы вплотную заниматься живописью. В 1895 году Ефим Ефимович был избран в действительные члены Академии художеств. В 1899 году «за известность на художественном поприще» ему присуждено звание академика. Е.Е. Волков был активным участником Товарищества передвижных художественных выставок и на регулярной основе с 1878 по 1918 год экспонировал свои работы на выставках этого объединения художников.


Творчество Волкова представлено в первую очередь пейзажной живописью. Критик Стасов В.В. в своей работе «Двадцать пять лет русского искусства» писал, что в пейзажах Волкова «часто есть немало поэтичности». «Поэтичность» Ефим Волков вкладывал в изображения, казалось бы, самых скромных уголков природы севера и средней полосы России, окрестностей Санкт-Петербурга, тонко подмечая присущее им очарование. Излюбленным мотивом творчества художника является пейзаж болот, опушки леса, берег небольшой реки или лесное озеро. Кстати, болота, Ефим Ефимович как-то при разговоре с художником Минченковым Я.Д. назвал «родными болотищами», при виде которых он «чуть было не расплакался» после возвращения из-за границы.


Современники называли Ефима Ефимовича «поэтом русской осени и русских туманов». Волков писал и летние, более яркие работы, но публике больше полюбились его осенние и зимние пейзажи. Время суток в работах Волкова тоже станет особенностью его пейзажей, так как художник чаще изображает переходные состояния начала или конца дня. Ранее упомянутый Я.Д. Минченков писал, что именно «люди, соприкасавшиеся с природой, бродившие на охоте по болотам, опушкам леса, лугам, хотя бы случайно наблюдавшие утренние, вечерние зори и не искушенные в тонкостях искусства, любили пейзажи Волкова».


Выделенные нами черты творчества Ефима Волкова отмечены и в картине «Скит» 1889 года, представленной в экспозиции нашего музея. Название работы — скит, уединенное место жительства монахов вдали от мирской суеты, уже говорит о характере произведения и теме, которую хочет затронуть Ефим Ефимович. Жизнь художника, его характер и его творчество всегда тесно взаимосвязаны, поэтому сюжет данной работы и ее художественный мотив можно соотнести с биографическим фактом, а точнее, одним годом, разделившим жизнь Ефима Волкова на «до» и «после».

#2

…Что, если к скиту забредёт

Случайно путник одинокий, Он не покинет те места:

Лес молчаливый и унылый

И скорбной песни красота

Полны неотразимой силы! …

И.А. Бунин, «Вирь»

#5

В 1884 году от болезни погибла единственная и обожаемая малолетняя дочь художника. Смерть ребенка оставит глубокий след в душе Волкова и, безусловно, повлияет на его творчество. Художник и заведующий выставками передвижников П.А. Ивачев, в письме к Третьякову от 14 апреля 1884 года писал о состоянии Ефима Волкова после потери дочери так: 

#6

…Еще третьего дня получил я от Волкова письмо… Он потерял дочку (единственную) и хочет сбежать поскорее из Петербурга, чтобы забыть свое горе среди живой природы за этюдами с натуры…

#4

Многие отметят, что последующие работы Ефима Ефимовича будут носить более меланхоличный оттенок.


Перед нами уединенный уголок в лесу, окрашенного в бронзовый цвет осени. Взгляд зрителя приковывает композиционный центр картины — стоящая на опушке березовой рощи небольшая деревянная часовня, украшенная резьбой. На ступенях часовни сидит скромно одетая женщина, ее голова покрыта светлым платком, опершись на одну руку, она склонилась в задумчивости. От крыльца одинокой постройки идет тропинка, ведущая к неглубокому водоему, расположенному на переднем плане картины. В нем отражается темным силуэтом скит. Вода кажется застывшей, как и деревья, которые стоят неподвижно, и ничто не шелохнется в этой лесной глуши. Четкие силуэты деревьев в картине вырисовываются на фоне невероятно светлого неба: осеннее солнце уже не греет, но освещает пейзаж последними теплыми лучами заката, и вот-вот наступят сумерки. Журнал Художественные новости, очень авторитетное издание того времени в 1889 году писал, что

#8
При взгляде на картину Ефима Волкова «Скит» вспоминаются стихи раскольников, воспевающих пустынь, куда не долетают ни жалобы, ни стоны из здешнего мира, где так величественна и спокойна природа, где страсти не смущают бедное человеческое сердце.
#7
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%