В собрании музея есть замечательная и интересная работа Наталии Игоревны Нестеровой (1944—2022), народного художника России, мастера с мировым именем, одной из наиболее ярких представителей поколения «семидесятников». В 1962 году она окончила Московскую художественную школу при Институте имени В.И. Сурикова. С 1962 по 1968 год училась в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова в мастерской профессора Д.Д. Жилинского, который неоднократно тепло отзывался о творчестве ученицы.
Самобытные произведения Нестеровой появились на всесоюзных выставках в конце 1960-х годов, когда новое поколение художников в своем творчестве обратилось к эстетике фольклора: локальному цвету, плоскостности изображения, повышенной декоративности. Наталья Игоревна обращалась к опыту наивных художников и примитивистов, работала с упрощенными формами, сочетая их с фактурной живописью. Поэтому даже через виртуальное восприятие картины «Водопад в Новом Афоне» Нестеровой зритель может увидеть сложную живописную текстуру, рельефные массы деревьев, воды, волос и одежд персонажей, образующих на поверхности холста выпуклую фактурную лепку. Изображение кроны пальмы в картине буквально осязаемо.
Излюбленными образами для Натальи Нестеровой были крымские, кавказские и прибалтийские здравницы, парки и архитектура городов. Но художница никогда не ограничивалась рамками бытовой картины, создавая свой собственный мир с загадочными и порой трагичными или наоборот яркими сюжетами, полными иронии.
В 1970-х — начале 1980-х годов Нестерова создала свой знаменитый курортный цикл, включающий в себя большое количество сюжетных вариантов. Кто-то танцует, кто-то уснул с книгой в руках во время чтения в уютном гамаке, кто-то купается или неспешно прогуливается, созерцая природу. Созданные в начале 1980-х, они олицетворяют целую эпоху в истории российского искусства. Картина данного цикла «Водопад в Новом Афоне» украшает постоянную экспозицию нашего музея.
Искусству Нестеровой свойственна театрализация. Всё полотно напоминает театр марионеток, где сюжет разыгрывается в живописном пейзаже Абхазии, среди пышной субтропической растительности. В центре полотна находится знаменитая достопримечательность — Новоафонский водопад, который был искусственно создан в конце XIX века для обеспечения водой Новоафонского монастыря. За ним виднеется постройка Гидроэлектростанции Псырцха с круглым окном.
В более раннем творчестве Нестерова почти полностью подчиняла жанровую сторону картины пейзажному образу, где человеческие фигуры лишь обозначали сюжет. Так и в работе «Водопад в Новом Афоне» именно природа дает смысловую и эмоциональную окраску полотну.
Обычно яркое изображение курортной жизни было пересмотрено Натальей Игоревной. Вместо залитого солнцем летнего пейзажа, художница запечатлела «мертвый сезон» в Абхазии, о котором явно говорит желто-коричневый цвет горной панорамы на заднем плане картины — печать осени. Ощущение некоторой тревоги и беспокойства возникает из-за несколько мрачноватого колорита и экспрессивной пастозной живописи. Обратите внимание на скрупулезную и тщательную проработку пейзажного фона. Особенно пластично показаны деревья и рукотворный водопад благодаря динамичным движениям кисти художницы. Природа здесь диссонирует со скованными фигурами и застылостью взглядов людей.
Герои в картине Натальи Игоревны почти не индивидуализированы: все они приземистые «человечки» с крупными носами, круглым румянцем и черными как уголь бровями. В трактовке её человека типическое господствует над индивидуальным. Но, несмотря на повторяющуюся условность в изображении персонажей, зритель явно отличает группу местных жителей от группы экскурсантов.
Группа героев в левой части полотна разместилась на белоснежной скамейке под размашистыми листьями пальмы. Художница изобразила их нарочито фронтально. Четыре девушки в ярких платьях по колено и в ярких туфлях на каблуках сидят в расслабленных позах и о чем-то беседуют. Одна из них обернулась назад и обращается к собеседнику — единственному мужчине в женской компании, другая — облокотилась на спинку скамейки. Мы видим разное положение рук, тела и головы. Обратите внимание, что у всех девушек объемные прически — модные в 80-е годы прошлого века.
Контрастом с ними выступает группа людей справа, показанная большей частью спиной к зрителю. Наталья Игоревна изобразила туристов в статичных позах, все они мерно шагают на экскурсию.Их фигуры линейно уподоблены природным формам — кипарисам, устремленным вверх, как струны. Почти все персонажи одеты в пальто и шляпы по сезону, цвета которых перекликаются с одеждой местных, но выглядят всё же менее ярко.
Искусствовед Анна Ароновна Дехтярь определила «три единства» курортного цикла Натальи Нестеровой: место действия — Юг, время — весна или осень, действия — нехитрые увеселения отдыхающих. Абхазия, Новый Афон, осень, экскурсия или отдых на скамейке. Многие посетители музея при виде картины «Водопад в Новом Афоне», написанной в 1980 году, замечают, что ничего не изменилось. Это значит, что Наталье Игоревне удалось «поймать» время, заставить его остановиться в рамках картины и всегда напоминать зрителям о «сладком ничегонеделании» на курорте.