Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#2

В собрании музея есть замечательная и интересная работа Наталии Игоревны Нестеровой (1944—2022), народного художника России, мастера с мировым именем, одной из наиболее ярких представителей поколения «семидесятников». В 1962 году она окончила Московскую художественную школу при Институте имени В.И. Сурикова. С 1962 по 1968 год училась в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова в мастерской профессора Д.Д. Жилинского, который неоднократно тепло отзывался о творчестве ученицы.


Самобытные произведения Нестеровой появились на всесоюзных выставках в конце 1960-х годов, когда новое поколение художников в своем творчестве обратилось к эстетике фольклора: локальному цвету, плоскостности изображения, повышенной декоративности. Наталья Игоревна обращалась к опыту наивных художников и примитивистов, работала с упрощенными формами, сочетая их с фактурной живописью. Поэтому даже через виртуальное восприятие картины «Водопад в Новом Афоне» Нестеровой зритель может увидеть сложную живописную текстуру, рельефные массы деревьев, воды, волос и одежд персонажей, образующих на поверхности холста выпуклую фактурную лепку. Изображение кроны пальмы в картине буквально осязаемо.


Излюбленными образами для Натальи Нестеровой были крымские, кавказские и прибалтийские здравницы, парки и архитектура городов. Но художница никогда не ограничивалась рамками бытовой картины, создавая свой собственный мир с загадочными и порой трагичными или наоборот яркими сюжетами, полными иронии.


В 1970-х — начале 1980-х годов Нестерова создала свой знаменитый курортный цикл, включающий в себя большое количество сюжетных вариантов. Кто-то танцует, кто-то уснул с книгой в руках во время чтения в уютном гамаке, кто-то купается или неспешно прогуливается, созерцая природу. Созданные в начале 1980-х, они олицетворяют целую эпоху в истории российского искусства. Картина данного цикла «Водопад в Новом Афоне» украшает постоянную экспозицию нашего музея.


Искусству Нестеровой свойственна театрализация. Всё полотно напоминает театр марионеток, где сюжет разыгрывается в живописном пейзаже Абхазии, среди пышной субтропической растительности. В центре полотна находится знаменитая достопримечательность — Новоафонский водопад, который был искусственно создан в конце XIX века для обеспечения водой Новоафонского монастыря. За ним виднеется постройка Гидроэлектростанции Псырцха с круглым окном.

В более раннем творчестве Нестерова почти полностью подчиняла жанровую сторону картины пейзажному образу, где человеческие фигуры лишь обозначали сюжет. Так и в работе «Водопад в Новом Афоне» именно природа дает смысловую и эмоциональную окраску полотну.


Обычно яркое изображение курортной жизни было пересмотрено Натальей Игоревной. Вместо залитого солнцем летнего пейзажа, художница запечатлела «мертвый сезон» в Абхазии, о котором явно говорит желто-коричневый цвет горной панорамы на заднем плане картины — печать осени. Ощущение некоторой тревоги и беспокойства возникает из-за несколько мрачноватого колорита и экспрессивной пастозной живописи. Обратите внимание на скрупулезную и тщательную проработку пейзажного фона. Особенно пластично показаны деревья и рукотворный водопад благодаря динамичным движениям кисти художницы. Природа здесь диссонирует со скованными фигурами и застылостью взглядов людей.


Герои в картине Натальи Игоревны почти не индивидуализированы: все они приземистые «человечки» с крупными носами, круглым румянцем и черными как уголь бровями. В трактовке её человека типическое господствует над индивидуальным. Но, несмотря на повторяющуюся условность в изображении персонажей, зритель явно отличает группу местных жителей от группы экскурсантов.

Группа героев в левой части полотна разместилась на белоснежной скамейке под размашистыми листьями пальмы. Художница изобразила их нарочито фронтально. Четыре девушки в ярких платьях по колено и в ярких туфлях на каблуках сидят в расслабленных позах и о чем-то беседуют. Одна из них обернулась назад и обращается к собеседнику — единственному мужчине в женской компании, другая — облокотилась на спинку скамейки. Мы видим разное положение рук, тела и головы. Обратите внимание, что у всех девушек объемные прически — модные в 80-е годы прошлого века.


Контрастом с ними выступает группа людей справа, показанная большей частью спиной к зрителю. Наталья Игоревна изобразила туристов в статичных позах, все они мерно шагают на экскурсию.Их фигуры линейно уподоблены природным формам — кипарисам, устремленным вверх, как струны. Почти все персонажи одеты в пальто и шляпы по сезону, цвета которых перекликаются с одеждой местных, но выглядят всё же менее ярко.


Искусствовед Анна Ароновна Дехтярь определила «три единства» курортного цикла Натальи Нестеровой: место действия — Юг, время — весна или осень, действия — нехитрые увеселения отдыхающих. Абхазия, Новый Афон, осень, экскурсия или отдых на скамейке. Многие посетители музея при виде картины «Водопад в Новом Афоне», написанной в 1980 году, замечают, что ничего не изменилось. Это значит, что Наталье Игоревне удалось «поймать» время, заставить его остановиться в рамках картины и всегда напоминать зрителям о «сладком ничегонеделании» на курорте.

#4
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Водопад в Новом Афоне

Dimensions
116x116 cm
Technique
холст, масло
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%