Ефим Ефимович Волков (1844–1920) — пейзажист, член Товарищества передвижных художественных выставок (1879), действительный член (1895) и академик (1899) Императорской Академии художеств. При своей жизни русский живописец и рисовальщик Ефим Ефимович Волков был чрезвычайно популярен. Ему принадлежит более пятисот пейзажей, около тысячи этюдов и великое множество рисунков в альбомах. Во многих крупнейших государственных художественных музеях России имеются работы его кисти.
Современники называли Ефима Волкова «поэтом русской осени и русских туманов». Волков писал, в основном, пейзажи северной и средней полосы России: сюжетом своих картин он выбирал не «красивые ландшафты», а скромные уголки природы Русского Севера, и в них старался подметить и передать присущие им поэзию и очарование. В лучших своих работах Волков одухотворяет пейзаж, придавая ему определенное настроение, созвучное с душевной настроенностью зрителя.
С 1878 по 1890 год он выставлялся в Товариществе двенадцать раз. Волков неоднократно бывал за рубежом (в Греции, Турции, Египте, Палестине). Однако главное место в его пейзажах занимают образы русской природы. Особый интерес он проявляет к мотивам болот — болот в трепетной дымке туманов, вечерних и утренних испарений («Топкое болото», 1878; «Туманное утро», 1881; «Болото», 1884 и 1885, и другие). Ему не чужды и мотивы заброшенных мельниц, прудов.
По своему изобразительному языку Волков был несколько старомоден и консервативен: как колорист он придерживался гаммы рыжеватых, порой как бы ржавых, и приглушенных серовато-голубых оттенков. Но атмосферу болотной топи, ощущение жути, которое она вызывает, передает он выразительно.
Наряду с мотивом болота другой излюбленный мотив в пейзажах Ефима Волкова — леса. Но, в отличие от И. Шишкина, воспевающего мощь и величие русского леса, Ефима Ефимовича Волкова больше привлекают лесные опушки, поляны, окруженные деревьями, берега небольших рек, лесные озера и болотистые места.
Он избегает изображений бурного проявления стихии, и поэтому его творчеству присуще спокойное, поэтическое состояние природы — раннее утро или наступление вечера, появление луны, предзакатные сумерки. Его пейзажи притягивают тонкостью чувств и переживаний, высокой степенью одухотворенности природы.
Современники называли Ефима Волкова «поэтом русской осени и русских туманов». Волков писал, в основном, пейзажи северной и средней полосы России: сюжетом своих картин он выбирал не «красивые ландшафты», а скромные уголки природы Русского Севера, и в них старался подметить и передать присущие им поэзию и очарование. В лучших своих работах Волков одухотворяет пейзаж, придавая ему определенное настроение, созвучное с душевной настроенностью зрителя.
С 1878 по 1890 год он выставлялся в Товариществе двенадцать раз. Волков неоднократно бывал за рубежом (в Греции, Турции, Египте, Палестине). Однако главное место в его пейзажах занимают образы русской природы. Особый интерес он проявляет к мотивам болот — болот в трепетной дымке туманов, вечерних и утренних испарений («Топкое болото», 1878; «Туманное утро», 1881; «Болото», 1884 и 1885, и другие). Ему не чужды и мотивы заброшенных мельниц, прудов.
По своему изобразительному языку Волков был несколько старомоден и консервативен: как колорист он придерживался гаммы рыжеватых, порой как бы ржавых, и приглушенных серовато-голубых оттенков. Но атмосферу болотной топи, ощущение жути, которое она вызывает, передает он выразительно.
Наряду с мотивом болота другой излюбленный мотив в пейзажах Ефима Волкова — леса. Но, в отличие от И. Шишкина, воспевающего мощь и величие русского леса, Ефима Ефимовича Волкова больше привлекают лесные опушки, поляны, окруженные деревьями, берега небольших рек, лесные озера и болотистые места.
Он избегает изображений бурного проявления стихии, и поэтому его творчеству присуще спокойное, поэтическое состояние природы — раннее утро или наступление вечера, появление луны, предзакатные сумерки. Его пейзажи притягивают тонкостью чувств и переживаний, высокой степенью одухотворенности природы.