Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Петр I перетаскивает суда из Онежского залива

Размер
52,1x70,7 cm
Техника
бумага, уголь; процарапывание
Коллекция
1
Открыть в приложении
#1

В 1872 году Суриков работает над серией рисунков из жизни Петра I для московской Политехнической выставки, организованной в связи с 200-летием со дня рождения императора. На одном из них через лес и топи мужики в лаптях и длинных крестьянских рубахах тащат волоком деревянное судно. 

#2

Сюжетом рисунка послужил эпизод, когда после поражения под Нарвой, Петр втайне готовил отвоевание Невы у шведов и выход в Балтийское море. Он разработал план внезапного нападения на крепость Нотебург (Орешек). 

#10
Клаар А.Р. Князь Михаил Голицын передает Петру Великому ключи от взятой шведской крепости Нотебург. По рисунку Кимфеля. Начало XIX века
#13
Для штурма неприступной крепости необходим был флот. Флотилию судов должны были подготовить тайно на севере, прорубить в лесных дебрях дорогу, замостить топкие болота и волоком перетащить суда из Онежского залива Белого моря в Онежское озеро (около 160 километров), с тем чтобы неожиданно для шведов с судами и войсками очутиться под Нотебургом. 
#14
Шхонебек А. Взятие Нотебурга. 1703. Государственный Русский музей
#6

В этом сюжете Суриков впервые проявил себя как будущий «композитор» (так называли его в Академии художеств), мастер массовых сцен. 


Конечно, в строгой последовательности трех планов, центральном расположении главного героя, декоративности пейзажа угадываются традиции академизма. Но сложные ракурсы, в которых изображены персонажи, их энергичные, рифмующиеся между собой движения позволили художнику убедительно передать ощущение крайнего напряжения сил. 


Рисунок углем по-своему живописен, выразительности ему добавляют и резкие переходы от тени к свету, и контрасты (белые рубахи крестьян буквально сияют на фоне их серых армякови черной земли).

#17
Суриков В.И. Петр I перетаскивает суда из Онежского залива
#18

Ухватившись за канаты, согнувшись от усилий и тяжело упираясь ногами в землю, тянут они лямку, кто, перекинув через плечо, кто — держа в вытянутых руках, пятясь или повернувшись боком. 

#16

Этим размеренным движениям людей противостоит застывшая в своей вечности северная природа, которой все же придется покориться дерзкому замыслу одного человека. Он — почти в центре композиции, в потрепанном офицерском мундире и надвинутой на лоб треуголке, ухватившись одной рукой за бечеву, другой как бы указывает людям направление движения. В этом взмахе руки, в «винтовом» развороте тела таится мощная энергия Петра. На звук его голоса повернули головы несколько человек. Он — вдохновитель и главная «пружина» действий людей. 


Суриков верно угадывает характер императора с его способностью управлять не только с помощью слов и указов, но и самому браться за дело, подкрепляя приказы личным примером.

#7
читать дальшескрыть

Петр I перетаскивает суда из Онежского залива

Размер
52,1x70,7 cm
Техника
бумага, уголь; процарапывание
Коллекция
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Vasily SurikovКоллекция работ

Suvorov Crossing the Alps
Suvorov Crossing the Alps
The State Russian Museum
Портрет Оли Суриковой
Портрет Оли Суриковой
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Portrait of O.M. Velichkina
Portrait of O.M. Velichkina
Krasnodar Museum named after F.A. Kovalenko
Praskovia Surikova, the artist’s mother
Praskovia Surikova, the artist’s mother
Krasnoyarsk Regional Museum of Local History
Большой морской маскарад в 1722 году
Большой морской маскарад в 1722 году
The State Russian Museum
Портрет Е.В. Суриковой
Портрет Е.В. Суриковой
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Portrait of Z. Khaminova
Portrait of Z. Khaminova
Tomsk Regional Art Museum
Боярыня Морозова
Боярыня Морозова
Культура.РФ
Этюды к картине
Этюды к картине
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Girl with braided hair
Girl with braided hair
Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov
The Crimea. Landscape with the church in Foros
The Crimea. Landscape with the church in Foros
Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov
Portrait of Princess Polina Shcherbatova
Portrait of Princess Polina Shcherbatova
Radishchev Art Museum
Крымские пейзажи
Крымские пейзажи
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Старый Красноярск
Старый Красноярск
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Портрет генералиссимуса А.В. Суворова
Портрет генералиссимуса А.В. Суворова
The State Russian Museum
Минусинский альбом
Минусинский альбом
Музей-усадьба В.И. Сурикова
Искушение Христа
Искушение Христа
The State Russian Museum
View of Krasnoyarsk near the Annunciation Church
View of Krasnoyarsk near the Annunciation Church
Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov
Крест предвыносной патриарха Никона
Крест предвыносной патриарха Никона
Museum of Moscow
Покорение Сибири Ермаком
Покорение Сибири Ермаком
The State Russian Museum
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%