Подпись В. И. Сурикова: «(Деревянный резной) Предвыносной Крест Патриарха Никона. В. Суриков. 13 г. Моск. Кр. Грановитая палата».
Крест предвыносной патриарха Никона
Dimensions
27х21 см cm
Technique
Акварель, карандаш
Collection
Exhibition
2
Open in app#2
#5
СУ́РИКОВ Василий Иванович [12(24).1.1848, Красноярск — 6(19).3.1916, Москва], российский живописец, действительный член (1893) и академик (1895) Петербургской Академии Художеств. Родился в семье сибирских казаков. Окончил Красноярское уездное училище (1861), где учился рисованию у Н. В. Гребнева, сыгравшего большую роль в определении жизненного пути художника (занимался под его руководством до 1866). В 1868 уехал в С.-Петербург. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1869) и петерб. АХ (1869–1875) у Б. П. Виллевальде, П. П. Чистякова и Ф. А. Бруни. Среди ранних работ — пейзажи («Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге», Красноярский худож. музей; вариант — в ГРМ, оба 1870), картины на религ. и историч. сюжеты («Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде», 1872, ГРМ; «Княжий суд», 1874, «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы…», 1875, обе — в ГТГ, и др.). С 1877 жил в Москве. Принимал участие в росписях храма Христа Спасителя в Москве на тему «Вселенских соборов» (1876–78; эскизы — в ГРМ и ГТГ; см. илл. к ст. Исторический жанр). Чл. ТПХВ (1881–1907), СРХ (с 1912). Посетил Германию, Францию, Австрию, Италию (1883–84), Швейцарию (1897), Италию и Францию (1900), Испанию (1910).
Один из гл. представителей реалистич. направления в рус. искусстве, Суриков с кон. 1870-х гг. пишет наиболее известные историч. картины, в которых с глубокой проницательностью раскрывает трагич. страницы русской истории: «Утро стрелецкой казни» (1878–81), «Меншиков в Берёзове» (1881–83), «Боярыня Морозова» (1881–87; все — в ГТГ). Суриков создал новаторский тип многофигурной композиции, в которой смысл событий раскрывается через выражение сложной гаммы чувств разл. изображённых персонажей. По словам М. А. Волошина, Суриков «угадывал русскую историю… через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни». Композиц. совершенство картин Сурикова, единство их пластич. и колористич. решения достигаются за счёт тщательной работы над многочисл. этюдами и эскизами (б. ч. — в ГРМ и ГТГ). В 1889–90 жил в Красноярске; написанная там картина «Взятие снежного городка» (1891, ГРМ; серебряная медаль на Всемирной выставке 1900 в Париже) открывает новый, «героический» период в творчестве Сурикова, когда гл. темой становится тема удали, мощи, единства рус. народа. По возвращении в Москву создаёт картины «Покорение Сибири Ермаком» (1891–1895), «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (1895–99), «Степан Разин» (1904–06, частично переписана в 1910; все — в ГРМ); последняя большая историческая картина — «Посещение царевной женского монастыря» (1912, ГТГ). Автор остропсихологических портретов, в т. ч. портретов-типов: «Старик-огородник» (1882, ГРМ), О. В. Суриковой (дочери художника; 1888), «Сибирская красавица (портрет Е. А. Рачковской)» (1891), доктора А. Д. Езерского (1900-е гг.; все — в ГТГ), «Сибирячка» (1909), А. А. Добринской (1911; оба — в ГРМ), автопортреты (1913, ГТГ; 1915, ГРМ) и др. В поздних пейзажах решал не столько пленэрные, сколько пространственные и композиц. задачи («Вид на Кремль», 1913, ГТГ).
Работал также в технике акварели.
Имя Сурикова носят Художественный музей в Красноярске и МХИ; в Красноярске в 1948 открыт Музей-усадьба В. И. Сурикова.
Один из гл. представителей реалистич. направления в рус. искусстве, Суриков с кон. 1870-х гг. пишет наиболее известные историч. картины, в которых с глубокой проницательностью раскрывает трагич. страницы русской истории: «Утро стрелецкой казни» (1878–81), «Меншиков в Берёзове» (1881–83), «Боярыня Морозова» (1881–87; все — в ГТГ). Суриков создал новаторский тип многофигурной композиции, в которой смысл событий раскрывается через выражение сложной гаммы чувств разл. изображённых персонажей. По словам М. А. Волошина, Суриков «угадывал русскую историю… через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни». Композиц. совершенство картин Сурикова, единство их пластич. и колористич. решения достигаются за счёт тщательной работы над многочисл. этюдами и эскизами (б. ч. — в ГРМ и ГТГ). В 1889–90 жил в Красноярске; написанная там картина «Взятие снежного городка» (1891, ГРМ; серебряная медаль на Всемирной выставке 1900 в Париже) открывает новый, «героический» период в творчестве Сурикова, когда гл. темой становится тема удали, мощи, единства рус. народа. По возвращении в Москву создаёт картины «Покорение Сибири Ермаком» (1891–1895), «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (1895–99), «Степан Разин» (1904–06, частично переписана в 1910; все — в ГРМ); последняя большая историческая картина — «Посещение царевной женского монастыря» (1912, ГТГ). Автор остропсихологических портретов, в т. ч. портретов-типов: «Старик-огородник» (1882, ГРМ), О. В. Суриковой (дочери художника; 1888), «Сибирская красавица (портрет Е. А. Рачковской)» (1891), доктора А. Д. Езерского (1900-е гг.; все — в ГТГ), «Сибирячка» (1909), А. А. Добринской (1911; оба — в ГРМ), автопортреты (1913, ГТГ; 1915, ГРМ) и др. В поздних пейзажах решал не столько пленэрные, сколько пространственные и композиц. задачи («Вид на Кремль», 1913, ГТГ).
Работал также в технике акварели.
Имя Сурикова носят Художественный музей в Красноярске и МХИ; в Красноярске в 1948 открыт Музей-усадьба В. И. Сурикова.
С. М. Грачева. Большая Российская энциклопедия.
#6
ГБУК «Музейное объединение «Музей Москвы»
read morehide
Крест предвыносной патриарха Никона
Dimensions
27х21 см cm
Technique
Акварель, карандаш
Collection
Exhibition
2
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share