Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Марк Шагал
Мертвые души
#2

Об авторе

#3
Марк Шагал родился в 1887 году в небольшом местечке Лиозно, пригороде Витебска. Первые уроки будущему художнику давал витебский живописец Юдель Пэн. В 1907 году Шагал переехал в Петербург, где поступил в школу Общества поощрения художеств, затем занимался в школе Елизаветы Званцевой, где его наставниками были Мстислав Добужинский и Лев Бакст. В 1909 году Шагал вернулся в Витебск. 

В 1910 году Шагал отправился в Париж, где сблизился с литераторами Гийомом Аполлинером, Блезом Сандраром, Максом Жакобом и другими авангардными художниками и поэтами. В 1914 году в Берлине в галерее «Штурм» открылась его первая большая персональная выставка. Из Берлина Шагал приехал в Россию; начало Первой мировой войны помешало его возвращению в Париж. Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд, а вскоре его призвали в армию и направили на канцелярскую службу в Военно-промышленный комитет в Петрограде. В ноябре 1917 года вместе с Беллой и маленькой дочерью Идой он вернулся в Витебск. 

В августе 1918 года Шагал был назначен комиссаром искусств губернского отдела народного образования. В январе 1919-го он организовал и возглавил Народное художественное училище. Для работы в школе были приглашены Мстислав Добужинский, Вера Ермолаева, Эль Лисицкий, Казимир Малевич, Иван Пуни, Юдель Пэн. В июне 1920 года Шагал в результате конфликта с Малевичем покинул школу и переехал в Москву, где работал в Еврейском камерном театре и преподавал рисование в школе-колонии для беспризорных в Малаховке. 

В 1922 году Шагал с семьей покидает Россию и, проведя около года в Берлине, поселяется в Париже. По предложению Амбруаза Воллара он работает над созданием циклов офортов к изданиям livre d’artiste. В 1937 году художник получил французское гражданство. Во время Второй мировой войны, в 1941 году, Шагал с семьей вынужден был переехать в США, где находился до 1948 года; там прошли несколько его выставок. 

После возвращения во Францию художник много работал в технике литографии. Он также создал ряд витражей для соборов и синагоги. В 1964 году Шагалу была поручена роспись плафона парижской Гранд-опера, а в 1966 году он изготовил два панно для вестибюля Метрополитен-оперы в Нью-Йорке.

В последующие годы художник неоднократно возвращался к работе в livre d’artiste. С его оригинальной печатной графикой создано более ста изданий, являющихся предметом гордости многих музейных и частных собраний. 

В 1973 году Шагал посетил Советский Союз, побывал в Москве и Ленинграде. В 1977 году художник был удостоен высшей награды Франции: ему вручили Большой крест Почетного легиона. 

Марк Шагал скончался 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Вансе.
#4

Об издании

#6
Марк Шагал. «Мертвые души»
#5
В 1922 году Марк Шагал окончательно покинул Россию и направился в Берлин. Спустя некоторое время он получает письмо от своего друга, французского поэта Блэза Сандрара, — тот сообщает ему о возможности получить заказ от Амбруаза Воллара на цикл иллюстраций к произведениям одного из русских авторов. В сентябре 1923 года Шагал прибыл в Париж, где встретился с Волларом. Издатель предложил Шагалу проиллюстрировать повесть графини де Сегюр (урожденной Ростопчиной) «Генерал Дуракин». Шагал же, в свою очередь, предложил «Мертвые души» Николая Гоголя. Воллар ответил согласием, и Шагал сразу приступил к работе.
 
Он решает выполнять этот заказ в офорте, а точнее, в сочетании различных форм гравюры на металле: акватинты, сухой иглы, механических способов обработки доски различными инструментами, то есть использовать все техники, которыми он недавно овладел в Берлине. 

Через полгода после получения заказа Шагал изготовил уже семьдесят пять офортов, а в начале 1926 года завершил работу — всего художником было изготовлено сто офортов. В 1927 году была закончена печать тиража серии офортных иллюстраций. Небольшая часть комплектов оттисков осталась в распоряжении издателя и художника. 

Именно в это время Шагал передает в дар Третьяковской галерее один из комплектов иллюстраций. Остальную часть тиража — триста шестьдесят восемь комплектов — Воллар отправляет на склад. Издатель предпринимает несколько попыток издания «Мертвых душ» с офортами Шагала, однако по непонятным причинам книга так и не вышла в свет — вплоть до гибели Воллара в 1939 году.
 
Только спустя почти десять лет, в 1948 году, начинание Воллара завершил другой великий издатель, Эжен Териад. Из ста офортов для издания Териад отобрал девяносто шесть. Шагал дополнительно выполнил одиннадцать офортов, на которых повторил в уменьшенном размере все девяносто шесть иллюстраций и указал их расположение на страницах, а также одиннадцать заставок и буквиц — по числу глав произведения. Издание вышло в двух томах.
read morehide
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%