Шрифт
Цвет
Графика
The Pushkin State Museum of Fine Arts

Русское зарубежье в изданиях Livre d'artiste

archive
#5
Я рад, что мне представилась возможность участвовать в качестве куратора в подготовке этой выставки. Моей давнишней мечтой была экспозиция, где в едином выставочном пространстве можно было бы показать работы в жанре livre d’artiste художников, выходцев из России, которые стали ведущими мастерами ХХ века.
#6

Livre d’artiste

#11
Что означает термин livre d’artiste? Livre d’artiste — это особый тип издания литературного текста с иллюстрациями, выполненными в виде оригинальной печатной графики (литография, офорт, ксилография и другое). 

Каждое издание имеет относительно небольшой тираж (от десятков до нескольких сотен экземпляров), отпечатано на специальных сортах бумаги и оформлено определенным образом: как правило, это несброшюрованные листы в коробке или футляре. В большинстве случаев такие издания подписаны автором, художником или издателем. Отличительная черта изданий livre d’artiste в том, что они создаются в первую очередь для показа работы художника, а текст является своего рода пространством, в которой и размещается работа художника.
#12
Соня Делоне. «Ритмы и цвета»
#4
Зародившись в начале прошлого века во Франции, этот жанр стал излюбленным занятием многих знаменитых художников. Вместе со своими друзьями — литераторами, типографами, печатниками, издателями — они работали над созданием этих уникальных произведений искусства. В нашей стране это направление практически так и не получило «постоянной прописки». В то же время отечественные художники, оказавшись за рубежом, активно включились в создание произведений этого жанра.
#16

Об экспозиции

#15
В экспозиции представлены двадцать восемь изданий livre d’artiste пятнадцати крупнейших художников: Александра Алексеева, Юрия Анненкова, Натальи Гончаровой, Сони Делоне, Леона Зака, Максима Кантора, Андрея Ланского, Ивана Лебедева, Виктора Пивоварова, Сержа Полякова, Ивана Пуни, Леопольда Сюрважа, Константина Терешковича, Осипа Цадкина и Марка Шагала. Основу выставки составляют издания из двух собраний: Георгия Генса, моего друга и коллеги, безвременно ушедшего из жизни полтора года назад, и моего собрания.
#14
Александр Алексеев. «Братья Карамазовы»
Экспозиция открывается тремя изданиями выдающегося графика прошлого века Александра Алексеева. 

Вместе с уже знакомыми российскому зрителю сериями офортов к «Братьям Карамазовым» Федора Достоевского и к «Слову о полку Игореве» на выставке впервые в России представлена виртуозно выполненная серия офортов к «Сказкам» Гофмана. 

Также здесь можно увидеть сюиту иллюстраций Юрия Анненкова к «Скверному анекдоту» Федора Достоевского.
#8
В разделе, посвященном работам Натальи Гончаровой, экспонируются ее художественные версии «Слова о полку Игореве» и «Сказки о царе Салтане» Александра Пушкина. Большой интерес представляет также впервые демонстрируемая в России замечательная работа Сони Делоне в жанре livre d’artiste «Ритмы и цвета» — с текстом Жака Дамаса и блестящими шрифтовыми решениями. 

Наиболее красочной работой, представленной в экспозиции, является, пожалуй, серия литографий Андрея Ланского к тексту «Книги Бытия». Сочетание абстрактных изображений с вписанным в них рукописным библейским текстом совершенно неожиданным образом трансформирует его восприятие.В составе экспозиции — редчайшая работа Сержа Полякова с цветными офортами в технике акватинты «Парменид. Диалог Платона». В этой серии иллюстраций художник полностью сохранил стилистику своих живописных работ. Необычным является экземпляр книги Жака де Безьe «О трех рыцарях и рубахе» с ксилографиями Ивана Лебедева, полностью подготовленный в Париже и изданный в 1916 году издательством «Зерна» в Москве. Это фактически единственное российское издание livre d’artiste периода расцвета этого жанра во Франции. Константин Терешкович представлен в экспозиции красочной серией цветных литографий к «Хаджи-Мурату» Льва Толстого.
#13
Любители черно-белой печатной графики смогут насладиться мастерски выполненными сериями офортов и литографий таких мастеров, как Леон Зак, Иван Пуни, Леопольд Сюрваж, иллюстрирующих литературные тексты Жана Кокто, Жака Превера и других авторов. Для многих станут неожиданными работы в жанре livre d’artiste скульптора Осипа Цадкина. Издание его офортов вместе с каллиграммами Гийома Аполиннера — одна из наиболее интересных дизайнерских работ в составе экспозиции.
#10
Весьма представителен раздел экспозиции с работами Марка Шагала. Прежде всего, это выдающиеся серии офортов к «Мертвым душам» Николая Гоголя и «Библии». 

Интересна история этих изданий. Художник создал по заказу Воллара обширную серию офортов к поэме Гоголя в середине 20-х годов, но в завершенном виде издание увидело свет лишь в 1948 году. 

Графическая серия иллюстраций к «Библии» создавалась Шагалом практически на протяжении четверти века; работа прерывалась только на период оккупации Франции немцами. 
Марк Шагал. «Библия»
#17
Отдельного внимания заслуживает впервые демонстрируемая в России серия цветных ксилографий, сделанная Шагалом к его же собственным стихотворениям разных периодов. Это единственный случай работы художника в технике ксилографии. Несмотря на то, что серия создана Шагалом в 1968 году, работы выполнены в стилистике работ мастера периода 20-х годов прошлого века, одного из лучших в творчестве художника.
#2
В состав экспозиции включены также работы двух выходцев из России, проживающих в настоящее время за рубежом: Максима Кантора и Виктора Пивоварова. Серия иллюстраций Кантора к трагедии Вольфганга Гёте «Фауст» — это объемная, глубокая работа художника, завершенная им лишь в минувшем году. «Длинношеее существо» Виктора Пивоварова — характерная работа яркого представителя московского концептуализма 1970-х годов.

Разделы, посвященные каждому из художников, в экспозиции предваряются краткой биографической справкой; все издания сопровождены выходными данными и описаниями.
#3
Идею этого проекта мы обсуждали с Георгием Генсом еще давно. Его поддержка всех наших начинаний в значительной степени способствовала успеху наших выставочных проектов. К моему великому сожалению, его безвременная кончина не позволила нам вместе продолжать эту работу. Я благодарен его семье за возможность дальнейшего экспонирования его собрания. Поддержка, оказанная его сыном и преемником по бизнесу Филиппом, обеспечила возможность подготовки каталога настоящей выставки.
Я благодарен всем, кто своим активным участием сделал возможным реализацию этого непростого выставочного проекта в столь сжатые сроки.

Желаю всем посетителям приятного и интересного просмотра.
Борис Фридман, куратор выставки
read morehide
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app

Exhibition catalog

Каталог

View mode
next
Изучили все экспонаты?
 для любителей искусства!
Начать тест
Узнать больше о викторине

Available in collections

We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%
%title%
%title%%type%