Начав с покупки кубистических вещей Пабло Пикассо, Сергей Щукин счел для себя важным приобрести ранние работы художника, чтобы показать эволюцию и становление мастера во всей полноте. Одной из таких картин стала «Любительница абсента» — полотно, написанное испанским художником осенью 1901 года во время второго его приезда в Париж.
В собрании Щукина картина числилась как «Пьяница», что, конечно, искажало замысел автора, далекого от любого рода морализаторства. Несмотря на то, что героями Пикассо в это время зачастую становятся нищие, странствующие комедианты и гимнасты, его работы не являются критикой социальных порядков, а поднимают универсальные вопросы о человеке и его месте в мире, одиночестве или, наоборот, единении с другими.
Тема человека в кафе не была нова во французском искусстве второй половины XIX века. Она встречается у Дега, у Стейнлена и у высоко ценимого Пикассо Тулуз-Лотрека. Но в картине молодого испанца эта тема звучит с неведомым для его предшественников драматизмом. Он находит сильную и цельную пластическую формулу для такого прозаического мотива.
Тема человека в кафе не была нова во французском искусстве второй половины XIX века. Она встречается у Дега, у Стейнлена и у высоко ценимого Пикассо Тулуз-Лотрека. Но в картине молодого испанца эта тема звучит с неведомым для его предшественников драматизмом. Он находит сильную и цельную пластическую формулу для такого прозаического мотива.
Уже здесь реализм приносится им в жертву экспрессивности — художник смело деформирует на картине правую руку героини.