Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Царевна Лебедь и Князь Гвидон

Dimensions
26x18 cm
Technique
бумага, гуашь
18
Open in app
#1
Ольга Кручинина
Эскизы костюмов Царевны Лебедь и Князя Гвидона к кинофильму «Сказка о царе Салтане»
#45

Принцесса Лебедь и рыцарь Гвидон

#9
Важной составляющей успеха цветного широкоэкранного художественного фильма «Сказка о царе Салтане» (1966) следует признать блестящий ансамбль актеров.

Задумав уйти от прямолинейной экранизации сатирической стихотворной сказки А.С. Пушкина (уже окрашенной оперой Н.А. Римского-Корсакова), Александр Птушко задался целью создать «сказку-эпос с комедийными элементами». Видимо поэтому, режиссер строго разделил две центральные пары героев произведения: одна из них волей режиссера стала «комедийной» (Салтан и Царица), а вторая — «эпической» (Царевна Лебедь и Гвидон). 

В этом гипотетическом ключе легко объяснимы четкие мотивы создателей картины как в мизансценировании и оформлении костюмов персонажей, так, разумеется — и в наборе актеров на главные роли. 
#39
В беседе по поводу постановки фильма Птушко говорил, что отнюдь не стремился сделать картину в обычном лубочно-сатирическом плане. Ему хотелось создать сказку-эпос, в которой эпические элементы сосуществуют с комедийно-сатирическими, а условно-сказочные приемы соединяются с показом бытового уклада древней Руси. Этими задачами и определялось направление творческих поисков режиссера.
Журнал «Спутник кинозрителя» (февраль 1967)
#37
Олицетворять «эпос», стать проводниками возвышенно-романтической линии в фильме Птушко выпало молодым актерам Ксении Рябинкиной и Олегу Видову. 
#20
Царевна Лебедь (Ксения Рябинкина) и Гвидон (Олег Видов). Кадр из кинофильма «Сказка о царе Салтане» (Мосфильм, 1966)
#12
Заданный типаж главной «эпической» женской роли — преображенной Царевны Лебедь предполагал сходство актрисы с грациозной птицей. В выборе исполнительницы остановились на 19-летней балерине, солистке Большого театра Ксении Рябинкиной, чья природная красота дополнялась профессиональной мягкостью и пластичностью движений.
#31
Ко мне подошла миловидная дама и предложила попробоваться в картину режиссера Александра Птушко. Через пару дней приехала на «Мосфильм». Признаюсь, абсолютно не переживала. Помню, оператор пристально разглядывал меня, а потом сказал: «Решили тебя взять, потому что ты похожа на птицу». Так меня утвердили на роль Царевны Лебедь.
Актриса Ксения Рябинкина
#33
В фильме героиня Рябинкиной предстает в двух одеяниях, созданных художником по костюмам Ольгой Кручининой: 

До превращения это Лебедь-птица — с белой косой и обручем-диадемой на голове, в свободном глубоко декольтированном газовом платье с широкими рукавами-крыльями. 

Вышедшая на берег Царевна Лебедь — уже шатенка, к ее косе приколот золотой полумесяц, обтекаемой формы жемчужная шапочка увенчана высокой короной, верх длинного белого атласного платья дополнен легкой белой накидкой с серебристыми ворсинками, скрепленной корсажной брошью.
#17
Актриса Ксения Рябинкина на страницах журнала «Советский экран» (апрель 1966). Автор костюма Царевны Лебедь — Ольга Кручинина
#32
Для начинающей потомственной балерины драматическая роль в фильме Птушко стала дебютом в кинематографе. Впечатлившись образом Царевны Лебедь в фильме «Сказка о царе Салтане» известный индийский режиссер и актер Радж Капур пригласил Ксению Рябинкину на главную роль циркачки в свою кинокартину «Мое имя — Клоун» (1970).
#34
Царица (Лариса Голубкина) и юный царевич Гвидон (Миша Молокоедов) на фоне деревянной «столицы Салтана». Кадр из кинофильма «Сказка о царе Салтане» (Мосфильм, 1966)
#35
Эпизодическую роль юного царевича Гвидона исполнил десятилетний школьник Михаил Молокоедов, имевший к этому времени на счету несколько ролей в кино. На главную роль взрослого Гвидона Салтановича режиссер Александр Птушко утвердил студента-дипломника актерского факультета ВГИКа Олега Видова, уже успевшего сняться в девяти кинокартинах.
#41
Актер Олег Видов на обложке журнала «Советский экран» (октябрь 1965). Автор костюма Гвидона — Ольга Кручинина
#44
Творческий портрет Олега Видова, как самоуверенного статного красавца, явно встраивался в русло сверхзадачи: «эпический герой» Гвидон — противовес комического образа царя Салтана «с добрыми и беззащитными глазами» (в исполнении актера Владимира Андреева).

Данный антагонизм четко прослеживается и в игровых костюмах: с одной стороны Салтан — в массивном золотоузорном облачении, стилизованном под одежды византийских правителей, с другой стороны Гвидон — в облегающем пластичном одеянии античного героя с квазиклассической туникой и воинским плащом.
#11
Во всех сценах с участием Олега Видова он играет своего героя таким, каким он и предстает из скупых слов сказки — молодой, естественный, бесхитростный.
Писатель Александр Руденский о фильме «Сказка о царе Салтане»
#40
Образы Гвидона в исполнении Олега Видова. Кадры из кинокартины «Сказка о царе Салтане» (Мосфильм, 1966)
#43
Противопоставление «лубочного» и «эпического» усиливается и декорациями чудесного города князя Гвидона (в опере Н.А. Римского-Корсакова — город Леденец). Его каменные постройки зримо контрастируют с бревенчатыми теремами столицы царства Салтана (в опере — Тмутаракань). 
#6
Строй сказочных исполинов-богатырей и дядька Черномор (в исполнении Николая Бармина) у ворот «града Гвидона». Кадры из кинокартины «Сказка о Царе Салтане» (Мосфильм, 1966)
#25
Героико-эпичный настрой задают также и сцены с участием «тридцати трех богатырей». По тексту «Сказки о Царе Салтане» невидаль состоит лишь в том, что воины выходят из вод морских и одеты они в доспехи из золотой чешуи. В действительности, во времена Пушкина «великанами удалыми» называли рослых здоровых солдат (например, гренадеров в пехоте), а словом «дядька» обозначался наставник из старослужащих или унтер-офицеров (по-нынешнему это звучало бы не более загадочно, чем «старшина»). 

Птушко же в своем фильме обращает суворовских «чудо-богатырей» в мифологических исполинов под предводительством квазибожества, вновь апеллируя к античным мотивам на контрасте с потешностью «древнерусского» воинства Салтана.
#23
Постер кинофильма «Сказка о царе Салтане» на развороте журнала «Спутник кинозрителя» (февраль 1967)
#7
В 1968 году (с началом широкого проката в СССР) фильм «Сказка о царе Салтане» с удовольствием посмотрели 26,8 миллионов зрителей, он был продан в 25 стран мира. В том же году кинолента была удостоена Премии III Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде
#46
read morehide

Царевна Лебедь и Князь Гвидон

Dimensions
26x18 cm
Technique
бумага, гуашь
18
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app

Кручинина О.С. Collection

Авдотья Петровна
Авдотья Петровна
Российская государственная библиотека искусств
Фарлаф, Рогдай и Ратмир
Фарлаф, Рогдай и Ратмир
Российская государственная библиотека искусств
Царь Морской и царица Водяница
Царь Морской и царица Водяница
Российская государственная библиотека искусств
Модница
Модница
Российская государственная библиотека искусств
Костюм Артура Грэя
Костюм Артура Грэя
Российская государственная библиотека искусств
Надя — девочка
Надя — девочка
Российская государственная библиотека искусств
Петя — старик
Петя — старик
Российская государственная библиотека искусств
Анна Ивановна — девочка
Анна Ивановна — девочка
Российская государственная библиотека искусств
Авдотья Петровна — девочка
Авдотья Петровна — девочка
Российская государственная библиотека искусств
Заморские персонажи в фильме «Садко»
Заморские персонажи в фильме «Садко»
Российская государственная библиотека искусств
Сказка о потерянном времени
Сказка о потерянном времени
Российская государственная библиотека искусств
Надя — старушка
Надя — старушка
Российская государственная библиотека искусств
Профессор Миронов
Профессор Миронов
Российская государственная библиотека искусств
Петя — мальчик
Петя — мальчик
Российская государственная библиотека искусств
Наряды Хозяйки Медной горы
Наряды Хозяйки Медной горы
Российская государственная библиотека искусств
Прокофий Прокофьевич — мальчик
Прокофий Прокофьевич — мальчик
Российская государственная библиотека искусств
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%