Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Эдип в Колоне

Dimensions
28x44 cm
Technique
бумага, карандаш, акварель, гуашь, лак
0
Open in app
#2
Лев (Леон) Бакст (Лев Самойлович Розенберг, 1866–1924) — один из самых оригинальных и ярких художников начала ХХ века. Прославился как живописец, портретист, мастер книжной иллюстрации, дизайнер интерьеров и создатель высокой моды. Фактически, Бакст стал первым русским модельером, ставшим всемирной знаменитостью, одним из символов искусства Серебряного века. Его театральные костюмы еще при жизни выставлялись в Лувре. Бакст — один из основателей объединения «Мир искусства»; ведущий художник «Русских сезонов» и «Русского балета С. Дягилева». Он автор декораций и костюмов к балетным спектаклям — «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912) и др.
#3
Лев Бакст, тонкий знаток исторической стилизации, создавал на сцене не этнографическую реконструкцию, а сценический образ различных эпох, в частности, античности. Известно, что Лев Самойлович был буквально одержим культурой Древней Греции. Античная культура оказала огромное воздействие на многих творцов Серебряного века. Интерес к Элладе подогревался сенсационными археологическими открытиями Генриха Шлимана в Трое и Артура Эванса на острове Крит. Поэт Вячеслав Иванов устраивал дионисийские вечера, на которых водили хороводы. Максимилиан Волошин изображал грека в хитоне в Крыму. В Александринском театре Петербурга ставили древнегреческие трагедии. Именно Лев Бакст оформлял эти постановки: «Ипполита» Еврипида (1902) и «Эдипа в Колоне» Софокла (1904).
#4
В создании костюмов и декораций для спектакля «Эдип в Колоне» Бакст полностью отходит от традиционных представлений о Древней Элладе. Для художника архаическая Греция ассоциировалась не с белым цветом, а с настоящим буйством красок: туники и хитоны персонажей трагедии он смело раскрашивал в терракотовые, болотные и даже черные тона. Бакст — художник модерна и поэтому применял фантастические сочетания цветов, которые некоторым эстетам казались варварскими и дикими. А для сценографа цвет был носителем идеи.
#5
Пытаясь вжиться в эпоху, Бакст делал в Эрмитаже зарисовки античных ваз, фаянсовых статуэток и гробниц. Экскиз костюмов к «Эдипу в Колоне» навеян образами греческой скульптуры, вазописи черно- и краснофигурного стиля. Персонажи представлены в действии. Своеобразие каждого героя трагедии раскрывается через античную пластику, характерный «актерский» жест. У Бакста сценический костюм становится действующим лицом спектакля, играет вместе с актером. Художник не копировал античные образцы, а творчески их перерабатывал. Хитоны и туники лишь имитировали одежды древних греков. Они кроились по схемам отрезного платья; застегивались на пуговицы; драпировки пристрачивались к талии. Декоративное оформление костюмов зависело от значимости персонажей. Орнаменты на платьях главных героев вышивались, на одежде рабов наносились краской по трафарету. Работая над эскизами костюмов к «Эдипу в Колоне». Бакст нашел именно те орнаментальные мотивы, которые он будет использовать во всех своих постановках на античные темы: циклические круги, шашечки, волнистые линии, стилизованные веточки плюща и оливы.
#6
В 1907 году Лев Самойлович совершил поездку в Грецию и на Крит вместе с другом, художником Валентином Серовым, тоже страстно увлеченным искусством Древней Эллады. Бакст был поражен буйством архаики, монументальным постройками Кносского дворца. Многие детали этого путешествия известны из книги Бакста «Серов и я в Греции», изданной в 1922 году в Париже. Однажды друзья попали в музей античных древностей. Внимание Бакста привлекли фронтон и статуя жрицы в храме Зевса. Рискуя жизнью, с этюдником в руке художник забрался на фронтон храма, чтобы только прикоснуться рукой к древнему мрамору.
#7
Увлеченность художника Древней Элладой проявилась и в оформлении балетных спектаклей для дягилевских сезонов: «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя», «Федра». Создавая эскизы балетных костюмов, он вдохновлялся древнегреческими и восточными нарядами. По словам французского критика, после этих феерических премьер, Париж был пьян от Бакста. Зрителей поражали сказочная роскошь, утонченная изысканность и смелые необычные сочетания цветов. Перед ними был совершенно новый, яркий и необычный для Европы стиль «декоративного экспрессионизма», включающий в себя как богатую русскую национальную эстетику, так и вкрапления других культур.
read morehide

Эдип в Колоне

Dimensions
28x44 cm
Technique
бумага, карандаш, акварель, гуашь, лак
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%