Энтузиазм и энергия Сергея Дягилева, широта его взглядов, художественный вкус, его неудовлетворенность ситуацией в искусстве вызывают доверие княгини Марии Тенишевой и Сергея Мамонтова. В результате их финансовой поддержки Дягилев и Бенуа воплощают в жизнь одну из своих идей — они создают художественный журнал «Мир искусства», деятельностью которого отмечена целая эпоха в истории национальной культуры.
1 / 3
Мир искусства. V год издания
Dimensions
18,2x11,5 cm
Technique
цинкография
Collection
Exhibition
2
Open in app#7
#2
9 ноября 1898 года вышел первый, сдвоенный номер журнала «Мир искусства». Он был задуман как кафедра для пропаганды новых эстетических идей, с которой звучали бы актуальные для русской культуры мысли о необходимости свободного развития искусства. В статьях и подборках иллюстраций журнал широко освещал развитие современного искусства в стране и за рубежом.
Талант Дягилева-организатора полностью реализовался в новом проекте. Он не просто привлек друзей к работе в журнале, но блестяще использовал их интеллектуальный и профессиональный потенциал, правильно распределил силы сотрудников. Вместе с ними он рос как художественный критик и журналист, постигал тайны полиграфии, формировал журнал, рассчитанный на художников и интеллектуалов.
#3
С самого начала предметом особых забот редакции «Мира искусства» было оформление и полиграфическое исполнение журнала. В этом смысле он открывает собой новую эпоху в истории русского книжного искусства.
#8
Обложки журнала «Мир искусства». К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакст
#4
Коллективными усилиями Дягилев, Бакст, Бенуа, Лансере, Сомов, Добужинский разработали концепцию журнала, выбирали его формат и толщину, рисунки обложек, титулов, заставок, заботясь о красоте шрифтов, их соотношении с графикой надписей и иллюстрациями. Был принят принцип сменных годовых обложек, рисованных разными авторами — Сомовым, Лансере, Бакстом. Созданное каждым остро индивидуально и едино в своей стилистике модерна, в любовном отношении к выразительности линии и глади листа, в ощущении журнала как «целого», живого организма.
#5
Бакстом сделана выразительная, в духе эпохи символизма, марка в виде орла, гордо и одиноко восседающего в звездной вышине.
Созданное Лансере изображение летящего над миром Пегаса (часть композиции шмуцтитула) также стало символом «Мир искусства».
#6
Важнейшей функцией журнала являлось устройство выставок современного искусства. За годы существования издания их состоялось шесть: пять ежегодных — в Петербурге и одна — в Москве.
Каждая новая выставка вызывала бурю эмоций — насмешек, обвинений в декадентстве. Гневные, критические статьи Владимира Стасова были так же безжалостны, как и карикатуры Павла Щербова, публикуемые на страницах журнала «Шут».
read morehide
Мир искусства. V год издания
Dimensions
18,2x11,5 cm
Technique
цинкография
Collection
Exhibition
2
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share