В советском искусстве художники часто обращались к повседневной жизни малых народов своей большой и многонациональной страны. К примерам подобных произведений можно отнести и работу Александра Владимировича Юркина «Зыряночки».
Наименование картины отсылает к одному из уральских народов, относящихся к финно-угорской языковой группе. Зыряне — это русский вариант названия. Сами же себя люди этого племени обозначали как коми-морт, говоря об одном человеке, или коми-войтыр, если речь шла обо всем народе.
Коми — коренное население одноименной республики, но расселились они по разным областям: Архангельской, Мурманской, Омской, Свердловской, Тюменской. Также представители этого этноса живут в Ненецком, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах.
Зыряне — одни из самых известных оленеводов Европейского Севера. В древности наряду с основными занятиями коренных народов, такими как земледелие, животноводство, охота и рыбная ловля, в северных районах стало активно развиваться оленеводство. Оно вызвало переход некоторых этнографических групп коми к кочевому образу жизни, расселению их по широкой территории. Поселки появлялись только как центры сбыта и переработки продукции оленеводства.
Действие картины «Зыряночки» разворачивается в заснеженном лесу. На переднем плане изображены две девочки в традиционной одежде, сидящие на бревне. На заднем плане можно увидеть стоянку оленеводов: чумы, нарты, несколько оленей из стада.
Колоритные наряды девочек, изображенных на картине, продиктованы погодными условиями, в которых жили зыряне. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную у ненцев: малица, совик, пимы были неотъемлемыми составляющими их гардероба.
Малица — глухая, без разреза, верхняя одежда, сшитая из оленьих шкур мехом внутрь. Ее носили и мужчины, и женщины, и дети с 5–6 лет. По покрою она напоминала просторную рубаху, доходящую до колен, причем передняя сторона была несколько короче. В морозы и пургу поверх малицы надевали совик — меховой балахон с капюшоном. Его шили шерстью наружу, ворсом вниз из плотной шкуры осеннего или зимнего оленя. Поясами не пользовались. Ноги обували в пимы — меховые сапоги. Летом совик был из плотного сукна, так как даже в августе температура воздуха в суровых краях оленеводов не поднималась выше +15 градусов.
Наименование картины отсылает к одному из уральских народов, относящихся к финно-угорской языковой группе. Зыряне — это русский вариант названия. Сами же себя люди этого племени обозначали как коми-морт, говоря об одном человеке, или коми-войтыр, если речь шла обо всем народе.
Коми — коренное население одноименной республики, но расселились они по разным областям: Архангельской, Мурманской, Омской, Свердловской, Тюменской. Также представители этого этноса живут в Ненецком, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах.
Зыряне — одни из самых известных оленеводов Европейского Севера. В древности наряду с основными занятиями коренных народов, такими как земледелие, животноводство, охота и рыбная ловля, в северных районах стало активно развиваться оленеводство. Оно вызвало переход некоторых этнографических групп коми к кочевому образу жизни, расселению их по широкой территории. Поселки появлялись только как центры сбыта и переработки продукции оленеводства.
Действие картины «Зыряночки» разворачивается в заснеженном лесу. На переднем плане изображены две девочки в традиционной одежде, сидящие на бревне. На заднем плане можно увидеть стоянку оленеводов: чумы, нарты, несколько оленей из стада.
Колоритные наряды девочек, изображенных на картине, продиктованы погодными условиями, в которых жили зыряне. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную у ненцев: малица, совик, пимы были неотъемлемыми составляющими их гардероба.
Малица — глухая, без разреза, верхняя одежда, сшитая из оленьих шкур мехом внутрь. Ее носили и мужчины, и женщины, и дети с 5–6 лет. По покрою она напоминала просторную рубаху, доходящую до колен, причем передняя сторона была несколько короче. В морозы и пургу поверх малицы надевали совик — меховой балахон с капюшоном. Его шили шерстью наружу, ворсом вниз из плотной шкуры осеннего или зимнего оленя. Поясами не пользовались. Ноги обували в пимы — меховые сапоги. Летом совик был из плотного сукна, так как даже в августе температура воздуха в суровых краях оленеводов не поднималась выше +15 градусов.