Звездица — это предмет церковной утвари, который используется для совершения литургии. С греческого и латинского языков его название переводится как «маленькая звезда». Звездица состоит из двух дуг, подвижно соединенных между собой, поэтому она может крестообразно складываться и раскрываться.
Звездицу ставят на дискос (в древности они крепились нераздельно). Это небольшое металлическое блюдо на ножке и основании — у представленного предмета они не сохранились. Во время Божественной Литургии на дискос кладется Агнец — центральная часть главной литургической просфоры, хлеб. Звездица закрывает его, как полог, подчеркивая таинство.
В литургическом осмыслении звездица означает Вифлеемскую звезду, которая указала волхвам на Спасителя и остановилась прямо над хлевом, где родился Сын Божий. Одно из значений дискоса — это ясли, в которые положили младенца Иисуса.
Дискос украшают образами Рождества Христова, Распятия и ангелов. Изображение на его центральную поверхность обычно наносят в технике гравировки, реже — эмали, поскольку никаких накладных деталей на блюде быть не должно. Ножка и основание дискоса могут быть украшены в любой технике: эмаль, гравировка, драгоценные камни, литые детали.
В древней русской литургической жизни звездица имела еще одно значение, которое относится к ветхозаветному богослужению, — это скиния, укрытие. Звездицу называли «сень», то есть шатер Святого Духа. Этот термин можно встретить в русских служебниках XIII века. Позднее слово «сень» начали исправлять на «звезда», чтобы приблизить значение к греческому тексту, в котором освященный предмет назывался «астерискос».
Осмысление звездицы как скинии сообщает о тайне, которая была сокрыта от человека. К ней мог прикоснуться только первосвященник израильского народа один раз в году, когда в храме с ним говорил Бог. Там священник молился за весь народ и просил у Всевышнего милости. Для православного христианина в звездице встречаются два завета: Ветхий и Новый. Звездица также знаменует истинного Первосвященника, который сменил земного, вошел в Скинию Небесную и умилостивил Бога за грехи человеческие, — Иисуса Христа.