Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры из собрания Музея имени Андрея Рублёва»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Змееборец

Время создания
конец XIV — первая четверть XV века
Место создания
Россия
Размер
52x19x33 см
Техника
белый камень, резьба
2
Открыть в приложении
#6
Коллекция произведений из белого камня является частью фонда археологии Музея имени Андрея Рублёва. Формирование фонда связано с историей Спасо-Андроникова монастыря. Несколько представленных в экспозиции резных блоков, в том числе с изображением змееборца, относились к Спасскому собору. Они были вторично использованы при перестройке храма и обнаружены в поздней кладке стен в процессе реставрационно-исследовательских работ 1956–1959 годов, после чего были переданы музею.
#5
Змееборец
#1

Датировка найденных предметов сопряжена с определенными трудностями. Их архаичный вид и упрощенный характер резьбы навели исследователей на предположение о том, что эти фрагменты были созданы ранее, чем Спасский собор, и, возможно, первоначально украшали другой храм. Но есть и противоположная точка зрения, согласно которой «Змееборец» и другие детали с резьбой были частью древней каменной алтарной преграды Спасского собора.


Воинами, победившими нечистые силы в змеином облике, были Архангел Михаил, архистратиг небесного воинства, и святые воины, великомученики Георгий Победоносец, Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Чудо Георгия о змие было широко известно древнерусскому человеку, а сам святой почитался и в народе, и в великокняжеской среде.

Возможно, на белокаменном блоке представлен великомученик Георгий, однако, согласно сложившейся иконографии, он изображался верхом на коне. Подобная схема с ростовой фронтальной фигурой воина, пронзающего змея копьем, встречается на иконах Феодора Тирона. Однако и Тирон, и его соименник Стратилат изображались воинами-средовеками (средних лет), с короткими волосами и бородами, которые слегка отличались формой.

Именно Тирону приписывали с древности покровительство христианам, решившим противостоять нечистой силе. В житии Феодора Тирона повествуется о том, как диавол в образе змия захватил мать святого воина и спрятал ее в глубокой пещере. Воин проник в логово зверя и смог освободить свою мать. Также известны их совместные изображения в деревянной пластике, например, на новгородском Людогощинском кресте (1359) и в иконописи XVI–XVII веков. Однако небольшое число деталей в имеющемся фрагменте не позволяет точно атрибутировать изображение и установить имя святого.

#4
Змееборец
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Змееборец

Время создания
конец XIV — первая четверть XV века
Место создания
Россия
Размер
52x19x33 см
Техника
белый камень, резьба
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%