Чекмень представляет собой верхнюю часть обмундирования донского казака XIX века. Это мужская одежда в переходной форме между халатом и кафтаном. Шилась она так же, как бешмет, но с открытой грудью, при узком шалевом вороте или вороте с широкой тесьмой. Имела широкие рукава, часто откидные с задним локтевым прорезом.
Обычно чекмень изготавливался из сукна. Застегивали его на левый бок: крючки пришивали на край правой полы, а петли — на левую. Чекмени являлись элементом одежды у казаков, а также были популярны у тюркских народов.
Чекмень в обмундировании пришел на смену курткам в 1820–1824 годах. Его дополняли серые шаровары и шапки с голубым верхом. В то время такая форма создавалась для казаков из Верхнеудинской, Селенгинской и Нерчинской команд.
Такую верхнюю одежду изготавливали как для рядовых, так и для офицеров, в том числе генералов. В 1829 году чекмень стал традиционной формой для всех сибирских городовых и пограничных казачьих команд.
Известны чекмени гвардейского казачьего полка, Лейб-гвардии Уральской казачьей Его Величества сотни, Атаманского Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича полка, Лейб-гвардии Черноморского эскадрона.
Шили как взрослые, так и детские чекмени. Цвет сукна мог быть синим, черным, красным, белым или зеленым. В Донском и Уральском краях такой кафтан получил название «чекменик», на Юге России широкий чекмень с застежками называли «кирея» или «кирейка».
При изготовлении чекменя мастера уделяли внимание выпушкам — цветным кантам, которые вшивали по краям и швам одежды. Петлицы на воротнике и обшлагах могли быть выделены при помощи посеребренной нити. Подкладка создавалась из саржи — хлопчатобумажной или шелковой ткани с диагональным переплетением нитей.
С середины XIX века на темно-зеленые офицерские чекмени нашивались бархатные напатронники на 8 патронов. Они обкладывались широкой серебряной тесьмой. Такой чекмень был выше колен на 5 вершков, то есть приблизительно на 26 сантиметров. В коллекции Волгоградского областного краеведческого музея представлен чекмень из темно-синего сукна с красным кантом воротника.
Обычно чекмень изготавливался из сукна. Застегивали его на левый бок: крючки пришивали на край правой полы, а петли — на левую. Чекмени являлись элементом одежды у казаков, а также были популярны у тюркских народов.
Чекмень в обмундировании пришел на смену курткам в 1820–1824 годах. Его дополняли серые шаровары и шапки с голубым верхом. В то время такая форма создавалась для казаков из Верхнеудинской, Селенгинской и Нерчинской команд.
Такую верхнюю одежду изготавливали как для рядовых, так и для офицеров, в том числе генералов. В 1829 году чекмень стал традиционной формой для всех сибирских городовых и пограничных казачьих команд.
Известны чекмени гвардейского казачьего полка, Лейб-гвардии Уральской казачьей Его Величества сотни, Атаманского Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича полка, Лейб-гвардии Черноморского эскадрона.
Шили как взрослые, так и детские чекмени. Цвет сукна мог быть синим, черным, красным, белым или зеленым. В Донском и Уральском краях такой кафтан получил название «чекменик», на Юге России широкий чекмень с застежками называли «кирея» или «кирейка».
При изготовлении чекменя мастера уделяли внимание выпушкам — цветным кантам, которые вшивали по краям и швам одежды. Петлицы на воротнике и обшлагах могли быть выделены при помощи посеребренной нити. Подкладка создавалась из саржи — хлопчатобумажной или шелковой ткани с диагональным переплетением нитей.
С середины XIX века на темно-зеленые офицерские чекмени нашивались бархатные напатронники на 8 патронов. Они обкладывались широкой серебряной тесьмой. Такой чекмень был выше колен на 5 вершков, то есть приблизительно на 26 сантиметров. В коллекции Волгоградского областного краеведческого музея представлен чекмень из темно-синего сукна с красным кантом воротника.