В 2014 году Курскому государственному областному музею археологии был передан комплекс предметов, которые были случайно найдены в Хомутовском районе Курской области на правом берегу реки Сейм, у юго-западного окончания озера, расположенного между реками Свапа и Нестунь. Свое имя комплекс получил по близлежащему к месту находки населенному пункту (хутор Жилище), который находится на территории соседнего Льговского района. Обнаруженный среди корней дерева на глубине около 25 см клад состоял из пяти железных предметов: меча, двух псалий от удил (псалии — пара вертикальных стержней, часть древнего уздечного набора), мотыжки и серпа.
Со слов находчика, меч накрывал мотыжку и псалии, а серп располагался у верхней части клинка, не соприкасаясь с ним. Клад имеет ряд особенностей: меч сохранился не полностью, верхняя часть рукояти и окончание клинка отломаны. Обычай отламывания конца у помещаемых в погребение мечей отмечается исследователями в раннесредневековых захоронениях Восточного Казахстана и Сибири. Согласно исследованиям российского историка и археолога Юлия Сергеевича Худякова, в VI–IX веках на этих территориях был распространен обряд ритуальной деформации рубяще-колющего оружия перед укладыванием его в могилу в качестве сопроводительного инвентаря. Такой обряд восходит к таштыкской эпохе (археологическая культура Южной Сибири железного века со II века до н. э. по V век н. э.). Кроме того, на серпе и мотыжке прослеживаются следы деформации от воздействия высокой температуры.
Анализ предметов дает возможность предположить, что Жилищенский клад на самом деле является частью погребения или поминального комплекса конца VII — первой половины VIII века, оставленного населением, которое было культурно и, возможно, этнически связано с тюрками или другими племенами Западнотюркского каганата, частично вошедшими в состав Хазарского каганата. Таким образом, Жилищенский клад является свидетельством присутствия в западной части современной Курской области в конце VII — первой половине VIII века носителей салтовских или предсалтовских традиций (салтовская культура — это археологическая культура эпохи железного века на юге России и юго-востоке Украины, которую датируют серединой VIII — началом Х века). Клад также может отмечать одну линию продвижения представителей кочевых и полукочевых племен, участвовавших в создании Хазарского каганата, на северо-востоке Днепровского Левобережья.
Со слов находчика, меч накрывал мотыжку и псалии, а серп располагался у верхней части клинка, не соприкасаясь с ним. Клад имеет ряд особенностей: меч сохранился не полностью, верхняя часть рукояти и окончание клинка отломаны. Обычай отламывания конца у помещаемых в погребение мечей отмечается исследователями в раннесредневековых захоронениях Восточного Казахстана и Сибири. Согласно исследованиям российского историка и археолога Юлия Сергеевича Худякова, в VI–IX веках на этих территориях был распространен обряд ритуальной деформации рубяще-колющего оружия перед укладыванием его в могилу в качестве сопроводительного инвентаря. Такой обряд восходит к таштыкской эпохе (археологическая культура Южной Сибири железного века со II века до н. э. по V век н. э.). Кроме того, на серпе и мотыжке прослеживаются следы деформации от воздействия высокой температуры.
Анализ предметов дает возможность предположить, что Жилищенский клад на самом деле является частью погребения или поминального комплекса конца VII — первой половины VIII века, оставленного населением, которое было культурно и, возможно, этнически связано с тюрками или другими племенами Западнотюркского каганата, частично вошедшими в состав Хазарского каганата. Таким образом, Жилищенский клад является свидетельством присутствия в западной части современной Курской области в конце VII — первой половине VIII века носителей салтовских или предсалтовских традиций (салтовская культура — это археологическая культура эпохи железного века на юге России и юго-востоке Украины, которую датируют серединой VIII — началом Х века). Клад также может отмечать одну линию продвижения представителей кочевых и полукочевых племен, участвовавших в создании Хазарского каганата, на северо-востоке Днепровского Левобережья.