Находящийся в собрании Музея Республики Саха «Женский портрет» написал неизвестный художник из круга Василия Андреевича Тропинина.
Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Его искусство находилось в напряженном взаимодействии с эстетическими идеалами эпохи. Будучи «последним сыном XVIII века», в конце жизни он уловил основные тенденции середины ХIХ века: верность натуре, аналитический взгляд на мир — и вплотную подошел к критическому реализму второй половины века. Его талант, несомненно, повлиял на творчество многих московских живописцев, соединив мастеров кисти в «круг Тропинина».
Живописцу принадлежит особое место в изобразительном искусстве начала XIX века. 47 лет своей жизни он провел в крепостной зависимости. В Академии художеств мастер учился в качестве «стороннего ученика». Вольную Тропинин получил лишь в 1823 году, причем только личную: помещик оставил крепостным его сына. На полотнах художника можно видеть и дворян, и купечество, и крепостных крестьян, и дворовых, и ремесленников. Особый интерес вызывают произведения, в которых изображаются люди, занятые повседневным трудом, в окружении привычных им предметов. Подобные портреты можно рассматривать как зачатки бытового жанра.
Василий Андреевич Тропинин стоял у истоков знаменитого Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Его предтечей стал открывшийся в Москве в 1833 году публичный художественный класс, где живописец на общественных началах занимался с учениками.
Искусство художника высоко ценилось современниками. Василия Тропинина считают основателем самостоятельной московской живописной школы. «Женский портрет» — яркое тому подтверждение. Правда, мы не увидим в нем вдумчивого тропининского взгляда, способного подчеркнуть достоинства модели. Эта интерпретация более близка салонному портрету, решенному просто, на нейтральном фоне, без каких-либо аксессуаров. Перед нами молодая дама в бальном наряде. Ее волосы уложены в сложную прическу. Улыбка, наряд в изысканной гамме голубовато-белых тонов больше передают чувственное восприятие мира. Художник с любовью изображает прозрачность шелка, переливы жемчугов на матовой коже, не забывая при этом подчеркнуть привлекательность и очарование изображенной незнакомки.
Тропинин прожил долгую творческую жизнь. Его искусство находилось в напряженном взаимодействии с эстетическими идеалами эпохи. Будучи «последним сыном XVIII века», в конце жизни он уловил основные тенденции середины ХIХ века: верность натуре, аналитический взгляд на мир — и вплотную подошел к критическому реализму второй половины века. Его талант, несомненно, повлиял на творчество многих московских живописцев, соединив мастеров кисти в «круг Тропинина».
Живописцу принадлежит особое место в изобразительном искусстве начала XIX века. 47 лет своей жизни он провел в крепостной зависимости. В Академии художеств мастер учился в качестве «стороннего ученика». Вольную Тропинин получил лишь в 1823 году, причем только личную: помещик оставил крепостным его сына. На полотнах художника можно видеть и дворян, и купечество, и крепостных крестьян, и дворовых, и ремесленников. Особый интерес вызывают произведения, в которых изображаются люди, занятые повседневным трудом, в окружении привычных им предметов. Подобные портреты можно рассматривать как зачатки бытового жанра.
Василий Андреевич Тропинин стоял у истоков знаменитого Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Его предтечей стал открывшийся в Москве в 1833 году публичный художественный класс, где живописец на общественных началах занимался с учениками.
Искусство художника высоко ценилось современниками. Василия Тропинина считают основателем самостоятельной московской живописной школы. «Женский портрет» — яркое тому подтверждение. Правда, мы не увидим в нем вдумчивого тропининского взгляда, способного подчеркнуть достоинства модели. Эта интерпретация более близка салонному портрету, решенному просто, на нейтральном фоне, без каких-либо аксессуаров. Перед нами молодая дама в бальном наряде. Ее волосы уложены в сложную прическу. Улыбка, наряд в изысканной гамме голубовато-белых тонов больше передают чувственное восприятие мира. Художник с любовью изображает прозрачность шелка, переливы жемчугов на матовой коже, не забывая при этом подчеркнуть привлекательность и очарование изображенной незнакомки.