Традиция украшать одежду, постельное и столовое белье вышивками уходит глубоко в прошлое. Еще в старину европейские рукодельницы создавали уникальные вышитые монограммы. Они вдохновлялись рукописями и книгами, а также брали в работу литеры, которые стилизовали известные живописцы. Как правило, для привилегированных особ вышивки делали более выпуклыми, сопровождали различными виньетками, пользовались нитками нескольких цветов.
Вышитые инициалы художники оставляли на гобеленах. Таким образом они защищали авторское право и делали свое имя более узнаваемым. В Германии и Англии для этой цели использовали готические буквы, которые дополнялись орнаментами. Буквы в швейцарском стиле, которые вышивали в технике плотного шва кордоне, визуально похожего на валик, отличались ажурностью.
Первые вышитые метки появились на столовом белье около XVI века. На голландских скатертях и салфетках того времени, которые дошли до наших дней, вышито имя заказчика, ткача и даже название местности, где была произведена вещь. Постельное белье, в основном в домах аристократов, начали украшать кружевами и вышивкой в XVIII веке.
Затем декоративная отделка усложнилась, появились сложные монограммы. Например, часто встречались начальные буквы имени и фамилии, которые были переплетены в виде вензеля, или условные изображения растений и животных.
К середине XIX века вышивка и кружево на белье получают популярность и в России. В моду входят крупные плотные белые букеты по краям полотенец, простыней, накидок на подушки. Скатерти и салфетки всегда украшали монограммой, а в благородных родах — гербом и вензелем. Немецкая воспитательница Адельгейда Мерсиерклер в своей книге «Вступление молодой девицы в свет…» в 1846 году писала: