В золотоордынском обществе запашной халат был основной одеждой как женщин, так и мужчин всех сословий. Он отличался только длиной и украшениями. Шелковый халат представлял собой парадную одежду, как правило, такие изделия принадлежали представителям знати.
Этот наряд не использовался в повседневной жизни. В нем золотоордынская аристократка могла участвовать в приемах или церемониях. Материал, из которого изготовлен халат из собрания Волгоградского областного краеведческого музея, — парча.
Эта ткань, шелк с вышивкой золотой нитью, являлась особо ценной. Парча привозилась из Китая или городов Средней Азии и стоила очень дорого. Шелк и другие восточные товары доставлялись в Золотую Орду по знаменитому Великому Шелковому пути, северное ответвление которого проходило через ее территорию.
Археологами был восстановлен один из рисунков на тканях-находках. Это известный древнекитайский мифологический сюжет о драконе, который гонится за пылающей жемчужиной. Работа позволила мастерам воссоздать костюм.
Необычным является головной убор замужней женщины, который представлен в комплекте с запашным халатом, — бокка. Исследователи считают, что особая конструкция бокки имела важную символическую нагрузку. Берестяная основа в виде клюва, а также перья изображали лебедя, священную птицу. Согласно легендам она создала сушу из добытой с морского дна песчинки.
Бокка, которую можно увидеть на манекене, также является реконструкцией. Она была создана при участии эксперта по текстилю Золотой Орды, Софьи Михайловны Шашуновой, на основе реальной находки. Однако в музее представлена и подлинная золотоордынская бокка.
Распространенными украшениями в Золотой Орде были бусы, браслеты, височные кольца в виде знака вопроса. Они изготавливались из бронзы, золота и серебра. Женщины также носили стеклянные бусы, некоторые элементы которых могли иметь глазчатый орнамент, в таком случае они служили как оберег.
Парадная одежда знатной золотоордынской женщины, такая как шелковый халат и бокка из коллекции музея, была характерна для периода XIII — первой половины XIV века. Именно тогда в золотоордынской моде было наиболее заметно влияние монгольских и китайских тенденций.
Этот наряд не использовался в повседневной жизни. В нем золотоордынская аристократка могла участвовать в приемах или церемониях. Материал, из которого изготовлен халат из собрания Волгоградского областного краеведческого музея, — парча.
Эта ткань, шелк с вышивкой золотой нитью, являлась особо ценной. Парча привозилась из Китая или городов Средней Азии и стоила очень дорого. Шелк и другие восточные товары доставлялись в Золотую Орду по знаменитому Великому Шелковому пути, северное ответвление которого проходило через ее территорию.
Археологами был восстановлен один из рисунков на тканях-находках. Это известный древнекитайский мифологический сюжет о драконе, который гонится за пылающей жемчужиной. Работа позволила мастерам воссоздать костюм.
Необычным является головной убор замужней женщины, который представлен в комплекте с запашным халатом, — бокка. Исследователи считают, что особая конструкция бокки имела важную символическую нагрузку. Берестяная основа в виде клюва, а также перья изображали лебедя, священную птицу. Согласно легендам она создала сушу из добытой с морского дна песчинки.
Бокка, которую можно увидеть на манекене, также является реконструкцией. Она была создана при участии эксперта по текстилю Золотой Орды, Софьи Михайловны Шашуновой, на основе реальной находки. Однако в музее представлена и подлинная золотоордынская бокка.
Распространенными украшениями в Золотой Орде были бусы, браслеты, височные кольца в виде знака вопроса. Они изготавливались из бронзы, золота и серебра. Женщины также носили стеклянные бусы, некоторые элементы которых могли иметь глазчатый орнамент, в таком случае они служили как оберег.
Парадная одежда знатной золотоордынской женщины, такая как шелковый халат и бокка из коллекции музея, была характерна для периода XIII — первой половины XIV века. Именно тогда в золотоордынской моде было наиболее заметно влияние монгольских и китайских тенденций.