Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Большой процесс»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Женщина-философ

Время создания
вторая половина XVII века
Место создания
Венеция, Италия
Размер
79x63 см
Техника
холст, масло
0
Открыть в приложении
#8

Первоначальная запись в инвентарной книге определяла работу, переданную в галерею, возможно, из Краеведческого музея следующим образом: «Неизвестный художник. Копия с Рембрандта. Портрет старика». Голландский — отнюдь не только рембрандтовский — мотив здесь присутствует: стоит вспомнить многочисленных дремлющих за книгами (или вязанием чулка) старушек и стариков Геррита Доу, Карела ван дер Плюйма и других художников.

Композиция картины проста: в тёмном углу, возле каменной стены склонена над фолиантом полуфигура в старом халате неопределенного цвета, отороченном мехом. Рядом — ещё книги и листы. Источник освещения от нас скрыт (возможно, это окно вверху) поэтому, кажется, что сияние исходит от лица изображенного персонажа и книги. Достаточно внимательно рассмотреть картину, чтобы понять: перед нами не «старик», а очень пожилая женщина. Об этом свидетельствуют детали костюма (открытый ворот халата, головная повязка), старческая рука, сохранившая изящные очертания и тонкость пальцев. Мудрая старуха над книгой — это, разумеется Сивилла или пророчица, прозревающая тайный смысл и грядущее в своих книгах. Такой сюжет нередок в живописи XVII века: образцом для многочисленных вариаций послужила картина Рембрандта «Пророчица Анна» (1631, Амстердам, Рийксмузеум).

Жанр «портретного не-портрета», где характерная и далёкая от идеала наружность возрастной модели прекрасно подходила для изображения ветхозаветного пророка или сивиллы, был очень популярен в XVII столетии в Северной Европе, и по ту сторону Альп у североитальянских «живописцев реальности». Назвав пожилую модель из простонародья «пророчицей», «сивиллой» или «мойрой», художники сосредоточивались на передаче морщинистых лиц, живописных лохмотьев — всего того, что в эстетике барокко соответствует категориям «странного» и «причудливого».

Автор нашей картины — Пьетро Беллотти, Художник родился в Ломбардии, молодые годы провёл в Венеции в мастерской Джироламо Форабоско. Служил при дворе Баварских герцогов. Среди покровителей и заказчиков Беллотти были кардинал Мазарини, папа Александр VIII, герцогиня Аделаида Савойская. Вернувшись в Италию, он служил хранителем художественных собраний Мантуанского герцога.

При жизни Беллотти прославился портретами, фантазийными полуфигурами мифологических героев («mezze figure di fantasia») и сближающимися с бытовым жанром изображениями характерных персонажей, нередко — представителей социальных низов. Он часто повторял и варьировал собственные композиции, поэтому в европейских музеях и частных собраниях обнаруживается немалое количество версий его «философов» и «мойр». Три старухи в живописных одеждах с атрибутами пряхи и швеи представлены как «Клото», «Лахесис» и «Атропос» — античные богини судьбы, одна из которых прядёт нить жизни, вторая отмеряет её длину, а третья — перерезает её. 

#5

Лицевая сторона картины до и после реставрации

#9
Тыльная (оборотная) сторона картины до и после реставрации
#2

Благодаря новому оборудованию курской галереи и усовершенствованию процесса съемки в свете видимой люминесценции в ультрафиолетовых лучах удалось равномерно утоньшить лаковое покрытие, не затронув автора, даже оставив старые незначительные правки под тонким слоем лака в пределах утрат. Открылись холодные оттенки сложного колорита.

Реставрация: Денисова Е.Б., Денисов М.Е., 2021 г.

#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Женщина-философ

Время создания
вторая половина XVII века
Место создания
Венеция, Италия
Размер
79x63 см
Техника
холст, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%