Существует легенда, согласно которой самовар в Россию из Голландии завёз Пётр I, однако в действительности фабричные самовары появились на Руси уже после смерти императора.
Родиной самоваров считают Тулу, однако исторические факты свидетельствуют о том, что первенство в этом вопросе принадлежит Суксуну. В документах 1740 года впервые упомянут шестнадцатифунтовый медный лужёный самовар, изготовленный на Суксунском заводе. А вот первое упоминание тульского самовара датируется лишь 1746 годом.
Освоить производство медной утвари было предписано Уральским заводам ещё в 1728 году специальным указом Сената, благодаря которому на Суксунском заводе началось изготовление медной посуды, а впоследствии и самоваров.
Первый тульский самовар был изготовлен на частной фабрике Лисицыных. Продукция стала пользоваться большим спросом, что повлекло за собой рост производства и уже к 1808 году изготовлением самоваров в Туле полноценно занимались 8 фабрик.
Примечательно, что единого названия у прибора для заваривания кипятка на момент основания первых фабрик не было: в Ярославле самовар называли «самогар», а в Курсе «самокипец».
На самоварах ставились фабричные клейма и выбивались медали, полученные фабрикой на промышленных выставках. Очень высоко ценились самовары в русской деревне: их наличие в семье говорило о благополучии, достатке и довольстве. Хорошие самовары нередко давали дочерям в приданое.
Интересным и крайне полезным в быту изобретением был самовар-кухня — прибор, делившийся внутренними перегородками на несколько частей. В каждом внутреннем отсеке отдельно варилось блюдо, а третий отсек оставляли для кипятка. Зачастую каждая часть самовара-кухни имела отдельную крышку, а самоварная часть — краник для воды. Ручки и подставка-основание были удобными в обращении и позволяли переставлять такой прибор максимально часто.
Самовары-кухни служили для приготовления полноценного обеда, состоящего сразу из нескольких блюд. Они были незаменимы для крестьянина, купца или солдата в дороге, где изысканность еды не имеет принципиального значения. Подобные кухни являлись обязательным атрибутом придорожных трактиров и почтовых станций в небольших уездных городах.
Родиной самоваров считают Тулу, однако исторические факты свидетельствуют о том, что первенство в этом вопросе принадлежит Суксуну. В документах 1740 года впервые упомянут шестнадцатифунтовый медный лужёный самовар, изготовленный на Суксунском заводе. А вот первое упоминание тульского самовара датируется лишь 1746 годом.
Освоить производство медной утвари было предписано Уральским заводам ещё в 1728 году специальным указом Сената, благодаря которому на Суксунском заводе началось изготовление медной посуды, а впоследствии и самоваров.
Первый тульский самовар был изготовлен на частной фабрике Лисицыных. Продукция стала пользоваться большим спросом, что повлекло за собой рост производства и уже к 1808 году изготовлением самоваров в Туле полноценно занимались 8 фабрик.
Примечательно, что единого названия у прибора для заваривания кипятка на момент основания первых фабрик не было: в Ярославле самовар называли «самогар», а в Курсе «самокипец».
На самоварах ставились фабричные клейма и выбивались медали, полученные фабрикой на промышленных выставках. Очень высоко ценились самовары в русской деревне: их наличие в семье говорило о благополучии, достатке и довольстве. Хорошие самовары нередко давали дочерям в приданое.
Интересным и крайне полезным в быту изобретением был самовар-кухня — прибор, делившийся внутренними перегородками на несколько частей. В каждом внутреннем отсеке отдельно варилось блюдо, а третий отсек оставляли для кипятка. Зачастую каждая часть самовара-кухни имела отдельную крышку, а самоварная часть — краник для воды. Ручки и подставка-основание были удобными в обращении и позволяли переставлять такой прибор максимально часто.
Самовары-кухни служили для приготовления полноценного обеда, состоящего сразу из нескольких блюд. Они были незаменимы для крестьянина, купца или солдата в дороге, где изысканность еды не имеет принципиального значения. Подобные кухни являлись обязательным атрибутом придорожных трактиров и почтовых станций в небольших уездных городах.