Зеркала в Сибири начали изготавливать еще в середине II тысячелетия до нашей эры. В Китае они появились позже, примерно в VIII веке до нашей эры, и по форме повторяли сибирские. А с V–IV веков до нашей эры, когда были налажены торговые пути, в частности Великий шелковый путь, начался импорт китайских изделий в близлежащие земли. Так зеркала попадали на территорию Минусинской котловины и далее на запад.
Первые упоминания об обнаруженных в Южной Сибири китайских зеркалах содержатся в книге голландца Николааса Витсена 1692 года. Автор привел в издании изображение подобного зеркала, которое нашли на территории современной Свердловской области.
На территории Сибири стали изготавливать копии с китайских зеркал, которые тоже называли «китайскими». Их отливали из бронзы, олова, свинца, чугуна, сплавов драгоценных металлов. Отражающую поверхность покрывали амальгамой (сплавом ртути с другими металлами) и тщательно полировали.
Зеркало занимало особое место в искусстве и культуре Китая. Его использовали в ритуальных обрядах. Согласно верованиям китайцев, зеркало было способно оживить усопших, показать истинную сущность природных явлений и живых существ, очистить от скверны и отпугнуть злые силы. Существовала легенда, что если поверхность зеркала обсыпать порошком из толченого жемчуга, то его лучи будут проникать сквозь стены. Считали также, что, окурив зеркало благовониями и омыв настоянной на нефрите водой, можно было увидеть внутренние органы людей и животных. Китайцы верили, что зеркало способно защитить от любой нечисти, поскольку в нем отражается истинный облик злых духов и оборотней.
Первые упоминания об обнаруженных в Южной Сибири китайских зеркалах содержатся в книге голландца Николааса Витсена 1692 года. Автор привел в издании изображение подобного зеркала, которое нашли на территории современной Свердловской области.
На территории Сибири стали изготавливать копии с китайских зеркал, которые тоже называли «китайскими». Их отливали из бронзы, олова, свинца, чугуна, сплавов драгоценных металлов. Отражающую поверхность покрывали амальгамой (сплавом ртути с другими металлами) и тщательно полировали.
Зеркало занимало особое место в искусстве и культуре Китая. Его использовали в ритуальных обрядах. Согласно верованиям китайцев, зеркало было способно оживить усопших, показать истинную сущность природных явлений и живых существ, очистить от скверны и отпугнуть злые силы. Существовала легенда, что если поверхность зеркала обсыпать порошком из толченого жемчуга, то его лучи будут проникать сквозь стены. Считали также, что, окурив зеркало благовониями и омыв настоянной на нефрите водой, можно было увидеть внутренние органы людей и животных. Китайцы верили, что зеркало способно защитить от любой нечисти, поскольку в нем отражается истинный облик злых духов и оборотней.
Представленное в экспозиции Омского музея зеркало имеет круглую форму. В его центре находится круглая петля со срезанной верхней частью. В орнаментальном поле крестообразно расположены четыре иероглифа в квадратных рамках: луань, фын, хэсян, которые переводятся как «Мир и счастье фениксам». Между первым и третьим иероглифами находится еще одна прямоугольная рамка с иероглифами «Цай Цзюньсян». Исследователи предполагают, что они обозначают имя мастера, который создал зеркало.
Это и другие китайские зеркала поступили в музей до Революции 1917 года. Документы, сопровождавшие их, были утрачены.