Бензиновая карманная зажигалка экспозиции «Тюмень — Война — Великая Победа» когда-то принадлежала известному тюменскому доктору, заслуженному врачу РСФСР Николаю Васильевичу Сушкову. В фонды краеведческого музея она была передана его супругой вместе со всем архивом тюменского хирурга.
Зажигалка была сделана из патронной гильзы. Она представляет из себя никелированный цилиндр, по нижнему краю которого имеются три бороздки. Цилиндр методом спайки был соединен с полым металлическим стержнем, на котором было закреплено колесико. Зажигалка была изготовлена в первую половину XX века, ориентировочно в годы Великой Отечественной войны.
Во время Второй мировой источник огня являлся средством для выживания. Некоторые солдаты использовали огниво, однако работа с ним требовала больше времени, поэтому многие стремились раздобыть самодельную зажигалку. Такие экземпляры солдаты на всех фронтах изготовляли почти в любой армейской мастерской — кустарным способом, из подручных материалов.
Стреляных гильз было много, так что именно их и начали использовать при изготовлении зажигалок. Конструкция была максимально простой. Она состояла из винтовочной гильзы, тонкой латунной трубки, которую припаивали оловом сбоку, а также колесика-кресала. Внутрь трубки помещались пружинка и кремень. В торец трубки вворачивался винтик, который должен был удерживать пружинку.
Колесико сидело на оси из клепки внутри вертикального пропила трубки. Гнездо капсюля высверливалось. В него в качестве пробки вворачивался подходящий винт. Внутренний объем гильзы заполнялся хлопчатобумажной ватой, из горловины торчал фитиль.
Бензин заливался либо через пробку, либо через горловину. Чтобы бензин не испарялся, сверху на фитиль надевали гильзу меньшего размера или пулю, которую извлекали из нестреляного патрона. Пружинки, трубочки и винтики обычно добывали из разбитой военной техники, а колесико-кресало — из круглого напильника.
Такая кустарная карманная зажигалка имела свои недостатки: бензин быстро испарялся, колесико не всегда давало искру, однако такая конструкция была достаточно надежным источником огня, что для солдат во время войны было самым важным.
Зажигалка была сделана из патронной гильзы. Она представляет из себя никелированный цилиндр, по нижнему краю которого имеются три бороздки. Цилиндр методом спайки был соединен с полым металлическим стержнем, на котором было закреплено колесико. Зажигалка была изготовлена в первую половину XX века, ориентировочно в годы Великой Отечественной войны.
Во время Второй мировой источник огня являлся средством для выживания. Некоторые солдаты использовали огниво, однако работа с ним требовала больше времени, поэтому многие стремились раздобыть самодельную зажигалку. Такие экземпляры солдаты на всех фронтах изготовляли почти в любой армейской мастерской — кустарным способом, из подручных материалов.
Стреляных гильз было много, так что именно их и начали использовать при изготовлении зажигалок. Конструкция была максимально простой. Она состояла из винтовочной гильзы, тонкой латунной трубки, которую припаивали оловом сбоку, а также колесика-кресала. Внутрь трубки помещались пружинка и кремень. В торец трубки вворачивался винтик, который должен был удерживать пружинку.
Колесико сидело на оси из клепки внутри вертикального пропила трубки. Гнездо капсюля высверливалось. В него в качестве пробки вворачивался подходящий винт. Внутренний объем гильзы заполнялся хлопчатобумажной ватой, из горловины торчал фитиль.
Бензин заливался либо через пробку, либо через горловину. Чтобы бензин не испарялся, сверху на фитиль надевали гильзу меньшего размера или пулю, которую извлекали из нестреляного патрона. Пружинки, трубочки и винтики обычно добывали из разбитой военной техники, а колесико-кресало — из круглого напильника.
Такая кустарная карманная зажигалка имела свои недостатки: бензин быстро испарялся, колесико не всегда давало искру, однако такая конструкция была достаточно надежным источником огня, что для солдат во время войны было самым важным.