В XIX столетии каменные печати изготавливали в основном мастера из Екатеринбурга и его окрестностей. Их изделия через скупщиков попадали в ювелирные магазины Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов. Там будущий владелец мог выбрать понравившийся экземпляр и сразу заказать на нем гравировку герба, вензеля или любого другого изображения.
Заготовки для печатей продавались и на ярмарках — например, Ирбитской и Нижегородской. Там же работали резчики и граверы, которые наносили на них нужный рисунок. Занимал этот процесс около часа, а стоил, в зависимости от сложности, от 50 копеек до 1 рубля.
В Музее истории камнерезного и ювелирного искусства Урала сохранились матрицы печатей с изображениями разной сложности: дворянские гербы, простые короны, готические вензели. На штампах для личных писем иногда вырезали сердечки, на купеческих печатях — символы торговли, например весы или жезл бога Меркурия.
В музейной коллекции представлена заготовка для печати из горного хрусталя, которая изображает мифического персонажа Атланта. Он держит на плечах земной шар. Неизвестный мастер отступил от античных канонов изображения: по его замыслу, Атлант выглядит не мускулистым гигантом, а обычным человеком, который удерживает на себе тяжелую ношу. В очертаниях фигурки угадывается изначальная кубическая форма заготовки. Голова у Атланта круглая и непропорционально большая в сравнении с телом. Руки и ноги массивные, но лишены подчеркнутой мускулатуры. На земной шар мастер нанес параллели, меридианы, очертания и названия материков.
Горный хрусталь был одним из самых популярных материалов для изготовления печатей. Также их вырезали из цитрина, агата, аметиста, яшмы, родонита и других уральских самоцветов. Богатые купцы часто коллекционировали такие предметы, поэтому надписи на них могли не иметь практического назначения: вместо инициалов владельца на заготовках вырезали шутливые фразы, пословицы и поговорки. Коллекция каменных печатей считалась признаком достатка и хорошего вкуса владельца.
Заготовки для печатей продавались и на ярмарках — например, Ирбитской и Нижегородской. Там же работали резчики и граверы, которые наносили на них нужный рисунок. Занимал этот процесс около часа, а стоил, в зависимости от сложности, от 50 копеек до 1 рубля.
В Музее истории камнерезного и ювелирного искусства Урала сохранились матрицы печатей с изображениями разной сложности: дворянские гербы, простые короны, готические вензели. На штампах для личных писем иногда вырезали сердечки, на купеческих печатях — символы торговли, например весы или жезл бога Меркурия.
В музейной коллекции представлена заготовка для печати из горного хрусталя, которая изображает мифического персонажа Атланта. Он держит на плечах земной шар. Неизвестный мастер отступил от античных канонов изображения: по его замыслу, Атлант выглядит не мускулистым гигантом, а обычным человеком, который удерживает на себе тяжелую ношу. В очертаниях фигурки угадывается изначальная кубическая форма заготовки. Голова у Атланта круглая и непропорционально большая в сравнении с телом. Руки и ноги массивные, но лишены подчеркнутой мускулатуры. На земной шар мастер нанес параллели, меридианы, очертания и названия материков.
Горный хрусталь был одним из самых популярных материалов для изготовления печатей. Также их вырезали из цитрина, агата, аметиста, яшмы, родонита и других уральских самоцветов. Богатые купцы часто коллекционировали такие предметы, поэтому надписи на них могли не иметь практического назначения: вместо инициалов владельца на заготовках вырезали шутливые фразы, пословицы и поговорки. Коллекция каменных печатей считалась признаком достатка и хорошего вкуса владельца.