Юдифь и Олоферн
Время создания
1612–1613
Размер
159x126 см
159×126 см
159×126 см
Техника
Холст, масло
44
Открыть в приложении#1
Артемизия Джентилески
Юдифь и Олоферн
#17
#10
Центральная работа выставки — полотно «Юдифь и Олоферн» Артемизии Джентилески из собрания Музея Каподимонте. Написанное в то время, когда художнице едва исполнилось двадцать лет, оно по праву считается одним из наиболее знаменитых ее произведений. В процессе его создания Артемизия Джентилески опиралась на знаменитую композицию Караваджо на тот же сюжет из собрания Палаццо Барберини в Риме, однако ее подход к теме принципиально иной: сцена показана натуралистически правдиво и даже жестоко. Подобная интерпретация долгое время трактовалась в сугубо личном ключе в свете пережитой травмы: в 1611 году Артемизия подверглась сексуальному насилию со стороны римского художника Агостино Тасси, который работал вместе с Орацио Джентилески — отцом художницы. Тот факт, что мы не знаем обстоятельств создания работы, а также для какого заказчика она была выполнена, позволил ряду исследователей рассматривать произведение как личное высказывание автора. Очевидно, что подобный подход противоречит историческим реалиям.
Начиная с эпохи Возрождения художники часто обращались к изображению сюжета, повествующего о подвиге Юдифи. Сюжет картины близко следует ветхозаветному преданию: иудейская вдова Юдифь, прокравшаяся вместе со служанкой Аброй в палатку ассирийского военачальника Олоферна, обезглавила его спящим, лишив ассирийские войска их предводителя и тем самым обеспечив победу своего народа над врагом. Драматичная композиция Джентилески передает пограничный момент между жизнью и смертью: Олоферн, борящийся со служанкой Аброй, хватает ее за ворот, в то время как его глаза закатываются.
Помимо полотна Караваджо исследователи указывают и на работы других художников, послуживших источником при создании неаполитанской композиции. Это выполненная на меди работа Адама Эльсхаймера на тот же сюжет и композиция Орацио Джентилески из музея в Хартфорде. Из другой картины своего отца — «Давид с головой Голиафа» из музея в Дублине — художница, по всей видимости, использовала в качестве образца изображение фигуры Голиафа для передачи сложного ракурса тела Олоферна. Было также высказано предположение, что Артемизия могла воспользоваться и композицией Рубенса, известной как «Большая Юдифь», либо, что вероятнее, гравюрой с нее Корнелиуса Галле.Помимо полотна Караваджо исследователи указывают и на работы других художников, послуживших источником при создании неаполитанской композиции. Это выполненная на меди работа Адама Эльсхаймера на тот же сюжет и композиция Орацио Джентилески из музея в Хартфорде. Из другой картины своего отца — «Давид с головой Голиафа» из музея в Дублине — художница, по всей видимости, использовала в качестве образца изображение фигуры Голиафа для передачи сложного ракурса тела Олоферна. Было также высказано предположение, что Артемизия могла воспользоваться и композицией Рубенса, известной как «Большая Юдифь», либо, что вероятнее, гравюрой с нее Корнелиуса Галле.
#18
Возвращение к сюжету.
#16
Спустя несколько лет после создания неаполитанской композиции Артемизия вновь обращается к тому же сюжету в картине, написанной по заказу Козимо II, великого герцога тосканского. Как она сама признавалась в одном из писем, в ее практике это был единственный случай, когда она повторила собственную работу. При этом флорентийская картина не копия, а вариант, заметно отличающийся от более раннего. Во флорентийском полотне кровь из раны Олоферна брызжет фонтаном в сторону Юдифи. В неаполитанской композиции вокруг фигур значительно меньше свободного пространства — это авторское решение, позволившее усилить драматургию произведения.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Юдифь и Олоферн
Время создания
1612–1613
Размер
159x126 см
159×126 см
159×126 см
Техника
Холст, масло
44
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться