Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Архитектура движения. БАМ – 45»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Ярославский вокзал. г. Москва. Общий вид.

Время создания
Фотография 1970-х гг.
2
Открыть в приложении
#1
М. М. Чураков
Ярославский вокзал. г. Москва. Общий вид.
#16
Выставка размещена в пространстве залов Ярославского вокзала, оформленных в 1960-е годы. Архитектурные и инженерные конструкции — стены, потолочные перекрытия, панорамные окна, поверхность эскалатора — превращены в элементы экспозиции с помощью национальной орнаментики, старых фотографий, схем железнодорожных линий,
Ярославский вокзал в Москве.
Главный фасад 1902 г.
Арх.: Ф. О. Шехтель
Фотография с проекта
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
#13
фактурных текстов и символов. Выставка-интеграция погрузит пассажиров в историю одного из самых масштабных строительных проектов нашей страны — Байкало-Амурской магистрали.
27 апреля 1974 года с Ярославского вокзала стартовал поезд с первыми комсомольцами, строителями БАМа. С этого момента он стал «окном на БАМ», единственным путем сообщения с отделенными регионами Восточной Сибири и Дальнего востока. Именно по этой причине выставка размещена в залах Ярославского вокзала.
#3
В острый момент в Москве возник замысел построить экономически эффективную железную дорогу исключительно на отечественные капиталы силами отечественных инженеров и подрядчиков. Идея принадлежала предпринимателю и общественному деятелю Федору Чижову и выдающемуся инженеру барону Андрею Дельвигу. Дорога должна была соединить древнюю столицу с одной из главных русских святынь — Троице-Сергиевой лаврой. Ожидали от этой небольшой линии протяженностью 66 верст и экономических выгод: для подтверждения этого Ф. Чижов с помощью студентов Московского технического училища провел масштабное статистическое исследование людского и грузового потока в направлении Сергиева Посада и обратно. Высочайшее одобрение на строительство железной дороги было дано при условии, что в дальнейшем она будет продлена до Ярославля, и 29 мая 1859 года Устав Общества Московско-Ярославской железной дороги был утвержден. Регулярное движение по линии открылось 18 августа 1862 года. Освящение станции и первого поезда совершил глава Московской епархии митрополит Филарет.
#4
Общий вид Ярославского вокзала в Москве 
во время строительства.
Арх.: Ф. О. Шехтель
Фотография 1904 года
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

Место для конечной станции и пассажирского здания новой железной дороги определили на Каланчевской площади, рядом с Николаевским (ныне Ленинградским вокзалом) — первым в древней столице. В том же 1859 году было принято решение о строительстве на другой стороне площади вокзала Московско-Рязанской магистрали, а в направлении станции Московско-Нижегородской железной дороги, 

#14
которая проектировалась за Рогожской заставой, проложили соединительную ветвь. Так на рубеже 1850-1860-х годов была заложена основа Московского железнодорожного узла, и началось формирование архитектурного ансамбля площади трех вокзалов.
Автором первого пассажирского здания Московско-Ярославской железной дороги был Роман Кузьмин. Вокзал тупикового типа, П-образный в плане, включал поставленный в торце путей главный корпус, и вытянутые вдоль платформ корпуса отправления и прибытия с залами ожидания для пассажиров I, II и III классов и служебными помещениями.
#5
Архитектор создал строго симметричное по композиции здание с лаконичным классическим декором. К центральному двухэтажному объему, увенчанному небольшим аттиком с часами и флагштоком, примыкали с двух сторон крылья в один этаж с антресолью. Межэтажный карниз главного объема здания переходил в венчающий карниз невысоких боковых крыльев. Наиболее выразительная деталь фасада — ряд равновеликих оконных и дверных проемов арочной формы в первом этаже. Роман Кузьмин, очевидно, повторил прием, использованный Константином Тоном при создании расположенного рядом Николаевского вокзала, для обеспечения целостности архитектурного облика площади. Боковые корпуса вдоль платформ были одноэтажными и более скромными по оформлению.
#6
В период с 1872 по 1899 годы Правление дороги возглавлял выдающийся предприниматель и незаурядный человек Савва Мамонтов. Протяженность железной дороги в эти годы непрерывно росла, к ней примыкали новые линии и ветви: в 1870 году было открыто движение до Ярославля, 1872 году — узкоколейная линия протянулась до Вологды, были проложены рельсовые пути в направлении Костромы, Рыбинска, Иваново и многих других северных городов. Московское пассажирское здание нуждалось в расширении. Уже 1868 году началась его перестройка по проекту Ивана Штрома. Левый боковой корпус у платформы прибытия был увеличен до трех этажей и значительно расширен, комплекс вокзала потерял свои сбалансированные гармоничные пропорции. 

В 1898 году был завершен один из важнейших российских инфраструктурных проектов второй половины XIX века — строительство узкоколейной дороги Вологда-Архангельск. Москва — торговая столица империи — получила железнодорожную связь с важнейшим северным портом, а Ярославский вокзал пережил очередное расширение и приобрел трехэтажный боковой корпус вдоль пути отправления и крытый перрон для пассажиров первого класса, построенные по проекту Льва Кекушева. Аркада перрона, опирающаяся на приземистые колонны из лабрадорита со сложными капителями, вызывает ассоциации с постройками былинных времен. В настоящее время она включена в интерьер зала ожидания. 


В 1900 году Московско-Ярославско-Архангельская дорога перешла из частной собственности в государственную. Новый статус магистрали потребовал нового представительного пассажирского здания на московской станции. Реконструкцию вокзала осуществил выдающийся зодчий, крупнейший мастер русского модерна Федор Шехтель в 1902–1904 годах. Интересно, что задачи радикальной перепланировки и перестройки вокзального комплекса перед архитектором не стояло, зато идейное содержание нового сооружения было подробно оговорено — здание должно было стать символическим воплощением края, через который пролегает железнодорожный путь. Начальник дороги Н. Казаков в справке Министерству путей сообщения настолько увлекся изложением художественной программы и историческими аллюзиями, что забыл упомянуть о предполагаемых изменениях в планировке и стоимости работ, и на следующий день с извинениями направлял руководству недостающие сведения. Архитектор, очевидно, тоже был увлечен работой над художественным образом больше, чем функциональными особенностями постройки, потому что на своих блестящих графических эскизах позади фасада не изображает боковых корпусов.
#7
Интерьер вестибюля Ярославского вокзала в Москве. Арх.: Ф. О. Шехтель
Фотография 1904 года
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

В результате Шехтель создал гениальную декорацию к существующему комплексу строений на тему истории и архитектуры северного края России. И в наши дни Ярославский вокзал входит в число самых ярких архитектурных сооружений Москвы. Авторский интерьер вестибюлей удивительным образом контрастировал со сказочным внешним видом здания — он был решен в строгих и лаконичных формах рационального направления модерна и дополнен масштабными живописными панно Константина Коровина, выполненными после его 
#15
поездки в район строительства Вологодско-Архангельской линии. В едином стиле были выполнены деревянная облицовка стен, скамьи, киоски и другие необходимые в помещении вокзала элементы обстановки. После Великой Отечественной войны Ярославский вокзал, как и другие вокзалы Москвы, требовал обновления. Работами по его реконструкции руководил архитектор Алексей Душкин, в декоративном оформлении принимал участие скульптор-анималист Иван Ефимов. Оригинальное убранство интерьера было утрачено еще в 1930-е, а после проведенных в конце 1940-х годов работ он приобрел совершенно новое звучание. В проемах между столбами главного вестибюля Ефимов разместил ажурные композиции на тему рыбной ловли и охоты на лося и медведя, на стенах появились рельефные изображения северных животных. Не обошлось и без представления трудовых будней и счастливого досуга советских граждан.
#8
В 1965 году началась масштабная реконструкция Ярославского вокзала, призванная адаптировать его к современным требованиям эксплуатации и создать комфортные условия для все более увеличивающегося числа пассажиров. Проект был разработан Мосгипротрансом под руководством архитекторов А. Кулагина и Г. Махотиной. В здание вокзала между старыми каменными корпусами, ранее обрамлявшими железнодорожные пути, встроили двухэтажный объем с подвалом.
Интерьер вестибюля Ярославского вокзала 
в Москве
Арх.: Ф. О. Шехтель
Фотография 1904 года
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

#9
Интерьер вестибюля Ярославского вокзала в Москве
Арх.: Ф. О. Шехтель
Фотография 1904 года
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
#10
Стилистически новые помещения решены контрастно по отношению к историческим частям постройки — лаконично, в светлом цвете, с использованием штукатурки и полированного камня в отделке. Пространство залов ожидания на двух этажах визуально объединено широким эскалаторным проемом, зал второго этажа с пролетом в 20 метров имеет эффектное перекрытие в виде трехволновой тонкостенной оболочки из монолитного железобетона. Фасад со стороны перрона выполнен в виде сплошного стеклянного витража на металлическом каркасе, благодаря чему пространство вокзала и станции воспринимается как единое. Фасад Шехтеля со стороны площади при реконструкции был сохранен без изменений как архитектурный памятник.
#11
Ярославский вокзал в Москве. Главный фасад. 1902-1904. 
Арх.: Ф. О. Шехтель
Фотография 1946 года
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
#12
В 2005–2006 годах архитектурным бюро Тимура Башкаева и мастерами «Спецпроектреставрации» проведена реконструкция Ярославского вокзала, в результате которой были максимально раскрыты и восстановлены все «культурные слои» здания, повествующие о его богатой архитектурной биографии.
#17
читать дальшескрыть

Ярославский вокзал. г. Москва. Общий вид.

Время создания
Фотография 1970-х гг.
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%