В XIX веке почти во всех российских губерниях было распространено браное ткачество. Название этой декоративной техники происходит от слова «брать»: нити, обычно двух или трех цветов, «пробирали» с помощью дощечки-бральницы. Над бральницей пропускали белые или суровые нити фона; под ней — красные (иногда также черные, в отдельных областях — синие и зеленые) хлопчатобумажные, формировавшие узор. Для разных ниток использовали два утка-челнока, иногда и больше. Лицевой узор браного изделия зеркально отражается на изнаночной стороне и отличается рельефностью.
Исследователи выделяют несколько традиционных групп узоров: геометрические (кресты, завитки, решетки, круги, зигзаги), зооморфные и антропоморфные (стилизованные мордочки или фигуры реальных или фантастических существ, «глазки», «когти»), ремесленные («колеса», «плетни», «изгороди»), растительные («елочки», «ягодки»), солярные («свастики», «звезды»), а также мотивы, характерные для конкретных областей.
Изображения носили обережный характер. Это сказывалось и на их расположении: подол, находящийся ближе к земле, украшали символами земледелия и плодородия (ромбо-точечными и крестовидными элементами), а головные уборы — солярными знаками или фигурками птиц.
Разнообразием отличались и варианты композиции: ленточная (полосы горизонтального рисунка), ленточная с бордюром, сетчатая (фигуры располагаются в шахматном порядке), ярусная (вертикальная).
Орнамент с птицами (курами), использованный для представленной в экспозиции вышивки, — один из излюбленных северных мотивов, особенно часто он встречается в изделиях Олонецкой и Новгородской губерний. В сакральном отношении птицы ассоциировались с весной, деторождением, счастьем; они часто фигурировали на женских сорочках, фартуках и на полотенцах. Кроме того, в славянской мифологии петухи и куры считались «солнечными» птицами, поэтому на вышивке их фигурки чередуются с кругами, символизирующими солнце.
В качестве основы для образца использовано домотканое льняное полотно. Благодаря прямому, равномерному и хорошо различимому переплетению нитей оно служило наиболее удачным полем для вышивания.