В XVIII веке в России пользовались популярностью жирандоли — «щегольские канделябры», по выражению просветителя Флорентия Фёдоровича Павленкова. Хорошо известные к тому времени во Франции, Италии и Англии, на русской почве они бытовали не в виде копий, а как самобытные произведения искусства, над которыми трудились профессиональные ювелиры.
Термин «жирандоль» восходит к французскому слову girandole, от итальянского girandolа — «вертушка». Изначально так называли разновидность фейерверка в виде «огненного колеса» с трубками для запуска ракет, вращающегося в горизонтальной плоскости. По ассоциации с этим изобретением жирандолями стали называть и круговые многорожковые подставки для свечей, и бьющие в несколько струй фонтаны, и даже ювелирные украшения.
До 1760-х годов бытовали елизаветинские жирандоли с пышным барочным декором из хрустальных или стеклянных с аметистовым оттенком звезд и дубовых листьев, с гранеными вазиками или рельефными флаконами в основании. Конструкцию скрепляли золоченой проволокой с таким расчетом, чтобы подвески колебались от движения воздуха, заставляя плясать отблески огня.
В последней четверти столетия вошли в моду жирандоли екатерининские — с подвесками меньшего размера, но более разнообразными: овальными, ромбо- и миндалевидными, обелисками и гирляндами.
Отличительной чертой российского изделия был центральный вазик из цветного стекла; до начала XIX века в моде было синее стекло, с 1802 года — рубиновое. Основание для конструкции делали из мрамора, металла или позолоченного дерева твердой породы.
Такие светильники могли быть напольными или настольными, их устанавливали на специальные «пьедесталы» на консольных столиках, тумбах, комодах или помещали парами напротив зеркала, удваивая таким образом освещение.
Характерный облик русских жирандолей связывают с именем архитектора-палладианца Николая Александровича Львова. Именно ему принадлежала идея использовать в оформлении этих канделябров стеклянные вазоны, стилизованные корзины и хрустальные гирлянды в виде струй фонтана.
Представленные в экспозиции парные жирандоли выполнены в классицистическом стиле с элементами барокко. Чеканный растительный и геометрический орнамент сохранял востребованность в декоре до начала 1790-х годов. В дальнейшем его вытеснил более строгий и лаконичный узор, напоминающий колонны.