Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Небо пишет красками святыми»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Вседержитель

Время создания
XVIII век
Размер
125x82,5 см
Техника
дерево, левкас, темпера
4
Открыть в приложении
#2
Об истории иконы до 1938 года, когда она поступила в коллекцию музея из из Свято-Троицкого кафедрального собора города Вятки (ныне Киров), ничего не известно.
#3
Свято-Троицкий кафедральный собор в Вятке. 1900–1905. Фото С. А. Лобовикова
#4
Спас Вседержитель (или Пантократор)- иконографический тип изображения Иисуса Христа как Небесного Царя и Судии. Традиционно он изображается сидящим на троне в полный рост или, как иконе из Вятского художественного музея, по пояс. Обычно на таких иконах Христос держит в левой руке Евангелие, а его правая рука сложена в благословляющем жесте.

Самое древнее изображение этого типа — икона VI века «Христос Пантократор», находящаяся в монастыре святой Екатерины на Синае.
#5
Христос Пантократор. Середина VI века. Доска, восковые краски. 85 × 45. Монастырь Св. Екатерины, Египет
#6

Состояние сохранности

#26
Еще во время нахождения иконы в храме ее клиновидная форма была изменена деревянными надставками. Оригинальный облик произведения был значительно искажен. Особенно пострадал орнамент на обороте иконы: рисунок потемнел и был загрязнен. Кроме того он был частично скрыт горизонтальными шпонками, использованными для скрепления многочастной иконной доски.
#28
Вид иконы до реставрации
#9
Живопись на лицевой стороне иконы была покрыта кракелюром, во многих местах красочный слой осыпался. С момента поступления в музей произведение находилось под наблюдением специалистов, которые многократно укрепляли красочный слой и левкас.
#10
Фрагмент иконы до реставрации
#11
В 1953 году для определения сюжета на обороте иконы была проведена промывка. Реставраторы обнаружили растительный орнамент и изображение креста. Тогда же командированный в Киров реставратор Центра имени Грабаря провел укрепление вздутого левкаса.
#12
Фрагмент оборота иконы. В верхней части виден участок с частичной расчисткой живописи
#13
Еще раз консервацию проводили в 1961 году, когда реставраторы Центра имени Грабаря провели в Кирове пробную расчистку иконы и наложили профилактическую заклейку на участки памятника, состояние которого вызывало опасение специалистов.

#14
Фрагмент иконы до реставрации
#15
В 2013 году икона поступила на реставрацию в мастерскую темперной живописи Центра имени Грабаря в Москве. Памятник был покрыт слоем потемневшей олифы. В местах стыковки надставок и оригинальной доски иконы красочный слой и грунт утратили связь с основой, что привело к осыпанию и утратам. Кроме того, в нижней части иконы и у вершины клиновидного средника были зафиксированы значительные утраты красочного слоя. Две сквозные трещины проходили в середине и в левой части произведения.
#16

Реставрация

#17
В Центре имени Грабаря проведено укрепление красочного слоя, покрытого кракелюром. Загрязнения и поздние прописи были удалены, после чего реставраторы приступили к раскрытию авторской живописи.
#29
Вид оборота иконы в процессе реставрации
#19
Надставки и поздние шпонки были демонтированы для возвращения памятнику оригинального вида. Трещины были склеены и заделаны, после чего реставратор восполнил утраты грунта и красочного слоя иконы.
#20
 Вид оборота иконы в процессе  реставрации
#21
Кропотливое восстановление орнамента и изображения креста началось с подведения реставрационного грунта в места утрат. Затем реставратор тонировал эти участки. Процесс восстановления живописи на обороте иконы можно разделить на два этапа: восполнение утрат живописи красочного слоя и реконструкция орнамента в правой части иконы.
#22
Вид оборота иконы в процессе реставрации
#23
После подведения грунта в место утраты реставраторы по аналогии с левой частью оборота восполнили растительный орнамент, расположенный зеркально относительно центральной оси.
#25
Общий вид лицевой и оборотной стороны после реставрации
#30
читать дальшескрыть

Вседержитель

Время создания
XVIII век
Размер
125x82,5 см
Техника
дерево, левкас, темпера
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%