Французский живописец и рисовальщик Клод Лоррен (настоящая фамилия Желле) гравировал очень редко. Самые ранние из его офортов датируются 1630 годом. Известно, что 44 листа Лоррен выполнил в период до 1642 года, еще пять — в 1650–1660-х годах.
Время, Аполлон и сезоны
Время создания
около 1662 года
Размер
19,7x26,1 см
Техника
офорт, оттиск
1
Открыть в приложении#5
#4
Сюжет
#2
На гравюре 1662 года «Время, Аполлон и сезоны» идиллический, в буквальном смысле пасторальный сюжет: Зевс, разгневанный тем, что Аполлон убил его оружейников-циклопов, отправил его присматривать за стадами царя Адмета. Персонажи изображены на фоне римских развалин как раз во время этого служения. Аполлон, вооруженный луком, в венке, идет по дорожке мимо коров Адмета. Следом за ним, держась за руки, идут времена года.
Весну чаще изображали в облике молодой девушки, держащей цветы, Лето — с серпом и колосьями в венке, Осень — с виноградной лозой или вином, Зиму — тепло укутанной от мороза. Эти персонажи — сезоны — добавляют пасторальности сюжету. На дороге они встречают и попадают под власть играющего на арфе Хроноса — божества, породившего Время, Огонь, Воду и Воздух.
#6
Стиль Клода Желле
#7
В середине XVII столетия граверы часто использовали смешанную технику. При офорте медную доску покрывали слоем специального лака, коптили, вырезали на почерневшем лаке рисунок и протравливали смесью кислот. Такая техника давала гибкую градацию света и тени, мягкие переходы и неострые линии. Затем сухой иглой процарапывали линии на самой доске: так получали четкое изображение, правильные контуры и штрихи разной ширины с острыми краями.
Лоррен хорошо владел офортной техникой травления, поэтому практически не помогал себе резцом или сухой иглой — его изображения получались ровными и контрастными, полутона выдержанными. При этом, работая сухой иглой, Лоррен вел свой штрих очень вольно: линии, похожие на петли и крючки, подходили для изображения листвы, растений, почвы и других подобных деталей. Многие офорты Лоррена композиционно построены и завершены как его живописные пейзажи.
Стиль пейзажа Клода Желле называют героическим. Для него характерны широкая линия ландшафта, много воздуха и античные руины с ренессансными постройками, которыми он любил обрамлять картины и гравюры. Лоррен предпочитал использовать прямой солнечный свет, не прибегая к рассеиванию. Небо Лоррена чаще всего открыто, на нем нет грозовых туч, деревья, земля и травы залиты солнцем. Он мастерски передавал туманы, движение вод, сумерки.
Лоррен хорошо владел офортной техникой травления, поэтому практически не помогал себе резцом или сухой иглой — его изображения получались ровными и контрастными, полутона выдержанными. При этом, работая сухой иглой, Лоррен вел свой штрих очень вольно: линии, похожие на петли и крючки, подходили для изображения листвы, растений, почвы и других подобных деталей. Многие офорты Лоррена композиционно построены и завершены как его живописные пейзажи.
Стиль пейзажа Клода Желле называют героическим. Для него характерны широкая линия ландшафта, много воздуха и античные руины с ренессансными постройками, которыми он любил обрамлять картины и гравюры. Лоррен предпочитал использовать прямой солнечный свет, не прибегая к рассеиванию. Небо Лоррена чаще всего открыто, на нем нет грозовых туч, деревья, земля и травы залиты солнцем. Он мастерски передавал туманы, движение вод, сумерки.
#8
Ирбитский музей изобразительных искусств
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Время, Аполлон и сезоны
Время создания
около 1662 года
Размер
19,7x26,1 см
Техника
офорт, оттиск
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться