Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Так это было»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Войлочный ковер (ферта)

Время создания
начало XX века
Место создания
Северный Кавказ
Размер
200x89,5 см
Техника
войлок, валяние, шерстяные нити, шитье
Выставка
0
Открыть в приложении
#1
Изготовление ферта доносит до наших дней технические приемы и художественные мотивы, идущие из глубины веков и передающиеся из поколения в поколение.

Технология валяния войлоков — ферт очень сложна и требует большого мастерства, сноровки, любви к делу, а также немалой физической силы. В дореволюционной Ингушетии изготавливали несколько видов ферт, имевших различное бытовое назначение.

Шерсти у ингушей было много, т. к. было развито овцеводство. Наличие в хозяйстве овец считалось делом благородным. Количество поголовья было своеобразным мерилом благосостояния семьи.

Первые войлочные ковры изготавливали из естественной однотонной шерсти — светлой, черной, коричневой.

Для работы с шерстью созывали родных и соседей на коллективный труд, так как не успевали в сезон стрижки овец обрабатывать, расчесывать и сортировать шерсть. Собиралась группа женщин и вместе валяла войлок. Старшая из мастериц обычно руководила процессом.

После депортации ингушского народа в 1944 г., культурное наследие было по большей части утрачено, народные ремесла исчезли, от традиционных доисламских орнаментов, которыми ингуши украшали стены башен, одежды, рукояти оружия и предметы быта, остались лишь редкие свидетельства. Ценные предметы материальной культуры разъехались по музеям и частным коллекциям.

Сегодня искусством войлочного ковроделия увлекается все большее число людей. И это не может не радовать. Ведь через возрождение народных промыслов идёт и возрождение традиций, культуры.
#2

История экспоната

#3
Войлочный ковер (ферта), представленный в экспозиции «Так это было» был изготовлен в начале XX в. (1921–1922 гг.) в селе Ахки-юрт Ингушской АО (ныне с. Сунжа, республика Северная Осетия). Ковер был передан в фонд музея в 2022 г. Могушковой (Евлоевой) Айшет, которой он достался от ее матери Пятимат в 1973 г., в день ее свадьбы. Мать Айшат же получила данный ковер как приданное от своей бабушки Пакарт, для которой этот ковер был сделан по заказу ее сына Хадиса Мохлоева наемными рабочими из Владикавказа. 

Ковер бежевого цвета (возможно выцветший коричневый) прямоугольной формы, без орнамента, по края ковра окантованы красными шерстяными нитями.
 
Этот ковер в 1944 г. Пятимат, которая в 1940 г. вышла замуж, взяла с собой в ссылку. В Казахстане Пятимат хранила ковер под матрасами и использовала как молитвенный коврик.
#4
читать дальшескрыть

Войлочный ковер (ферта)

Время создания
начало XX века
Место создания
Северный Кавказ
Размер
200x89,5 см
Техника
войлок, валяние, шерстяные нити, шитье
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%