В пантеон древнего Рима достаточно рано начинают проникать боги других народов, как соседних, так и отдаленных. Уже в III в. до н. э. в Рим торжественно переносят идол богини Кибелы из Пессинунта в Малой Азии и учреждается культ этой богини. Со второго века до н. э. фиксируется присутствие культов Исиды и Сераписа, а также иудаизма. Периодические изгнания последователей восточных культов, проводившиеся римскими властями, мало сказывались на их популярности. К началу периода Римской империи культы восточного происхождения прочно заняли свое место в римской религии.
К восточным культам исследователи часто относили и культ бога Митры, появившийся в Риме в конце эпохи императоров из династии Флавиев, и ставший одним из самых популярных культов во втором и третьем веках новой эры. Образ Митры возводили к древнеперсидскому божеству света и дружбы по имени Митра, подчинявшемся верховному богу Ахура-Мазде. В настоящее время эта теория подвергается ревизии, так как абсолютное большинство памятников, связанных с культом Митры, были найдены в западной части Римской империи, прямых связей с Персией проследить не удается. Наибольшую популярность культ Митры получил в среде римских солдат, именно на местах дислокации римских войск найдено большинство памятников митраизма. Римские солдаты были также основными участниками мистерий, посвященных Митре.
Среди изображений Митры самым популярным является изображение сцены тавроктонии (убийства быка). Вотивные плитки с подобными изображениями крепились на стенах святилищ, посвященных Митре — митреумах.
К восточным культам исследователи часто относили и культ бога Митры, появившийся в Риме в конце эпохи императоров из династии Флавиев, и ставший одним из самых популярных культов во втором и третьем веках новой эры. Образ Митры возводили к древнеперсидскому божеству света и дружбы по имени Митра, подчинявшемся верховному богу Ахура-Мазде. В настоящее время эта теория подвергается ревизии, так как абсолютное большинство памятников, связанных с культом Митры, были найдены в западной части Римской империи, прямых связей с Персией проследить не удается. Наибольшую популярность культ Митры получил в среде римских солдат, именно на местах дислокации римских войск найдено большинство памятников митраизма. Римские солдаты были также основными участниками мистерий, посвященных Митре.
Среди изображений Митры самым популярным является изображение сцены тавроктонии (убийства быка). Вотивные плитки с подобными изображениями крепились на стенах святилищ, посвященных Митре — митреумах.