В экспозиции Литературного музея Пушкинского Дома представлена небольшая скульптура «Волхова» в технике майолики, созданная керамистом Петром Ваулиным по эскизу Михаила Врубеля в мастерской в Абрамцево. Волхова — дочь морского царя, персонаж оперы Николая Римского-Корсакова «Садко». Произведение было впервые поставлено в частной опере Саввы Мамонтова в 1897 году в помещении театра Солодовникова (ныне Московский театр оперетты).
Партию Волховы исполняла жена и муза Врубеля Надежда Ивановна Забела-Врубель. Познакомились они в период, когда Врубель создавал декорации для постановок в частной опере Мамонтова. Врубель принимал участие в оформлении опер Римского-Корсакова «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане». Михаил Александрович отличался многогранностью дарования. Он известен не только как художник, но и как мастер монументальных росписей, театральных декораций, график, скульптор. Еще в 1890-х годах в Абрамцево, в имении Саввы Мамонтова, Врубель страстно увлекся керамикой и стал руководить заводом изразцовых и терракотовых изделий. Там он создал серию скульптур-майолик на сказочные темы, среди которых была и «Волхова».
Замыслы Врубеля нашли отклик у известного керамиста Петра Ваулина, который внес существенный вклад в возрождение русской майолики. «Волхова» из собрания Литературного музея принадлежала поэту Александру Блоку и его жене Любови Дмитриевне. Знакомство Блока с творчеством Михаила Врубеля началось с книги стихов Михаила Лермонтова, в которой были помещены иллюстрации художника к поэме «Демон». В феврале 1903 года на выставке художников группы «Мир искусства» экспонировались картины Врубеля «Царевна-Лебедь» и «Демон сидящий». Блока, посетившего эту выставку, картины поразили.
Под впечатлением от живописи Врубеля
у Блока родилось стихотворение «Дали слепы, дни безгневны». «Волхову» Блок
и Любовь Дмитриевна купили после похорон Михаила Врубеля, на которых
Блок произнес траурную речь: