Портрет подводит своеобразный итог двухлетнего пребывания Николая Гумилёва в Париже, куда он отправился слушать лекции по французской литературе после окончания Царскосельской гимназии. На тот момент уже вышла его первая книга стихов «Путь конквистадоров». В Париже Гумилёв основал журнал «Сириус», в котором стремился консолидировать художественные силы «русских парижан». Вышло только три выпуска издания. Во втором номере «Сириуса» со стихотворением «На руке его много блестящих колец…» дебютировала в печати Анна Горенко (Ахматова), в тот же период ставшая невестой Гумилёва.
В последний раз Николай Степанович оказался в Париже в 1917 году. Здесь он служил в качестве адъютанта при комиссаре Временного правительства. Жизнь в эмиграции не устраивала поэта, и 10 апреля 1918 года Гумилев уехал на родину — это решение оказалось для него роковым. Поэт был расстрелян 26 августа 1921 года по обвинению в участии в антисоветском заговоре «Петроградской боевой организации Таганцева». Однако активное участие поэта в заговоре подтверждено не было, а его место расстрела и захоронения до сих пор неизвестно.
Мстислав Фармаковский, с которым Гумилев
познакомился в Париже, возглавлял критический отдел «Сириуса».
В сферу его интересов входили история, археология
и декоративно-прикладное искусство. Портрет Гумилева свидетельствует
о таланте Фармаковского-портретиста, представляя поэта в образе
утонченного парижского денди. В портрете переданы черты облика Гумилёва,
описанные художницей Ольгой Людвиговной Делла-Вос-Кардовской: