Власяница — длинная просторная рубашка, которую шили из грубой ткани, часто с добавлением конского волоса, козьей или верблюжьей шерсти. Носили ее глубоко верующие люди. Власяницу надевали на голое тело под верхнюю одежду, часто не снимали даже на ночь. При этом жесткая материя, шерсть и конский волос натирали и даже ранили кожу. Такие травмы считались благородными: христиане верили, что через страдания они очищаются от грехов и разделяют муки Христа.
Монашеская одежда из грубой шерстяной ткани с вплетенным конским волосом принадлежала, по преданию, царю Ивану IV Грозному. Она происходит из Александровой слободы (современный город Александров во Владимирской области) — неофициальной столицы опричнины, где в 1564–1576 годах размещался «опричный государев двор».
В декабре 1564 года Иван IV вместе с семьей покинул Москву, увозя с собой «всю свою казну». Царя сопровождали ближние люди с семьями и войско. Через несколько недель царский «поезд» прибыл в Александрову слободу, старинную вотчину московских великих князей. Отсюда Иван IV прислал в столицу две грамоты. В первой он объявлял о своем отказе от престола и сообщал, что «положил свой гнев» на бояр и духовенство, которые не дают казнить изменников, и на «детей боярских» (служилых землевладельцев) за плохую службу. Во второй, обращаясь к московским горожанам, царь добавил, что «гневу на них и опалы» нет. Только после челобитья духовенства и Думы Иван IV милостиво согласился вернуться на престол, но потребовал предоставить ему право без совета с Думой «опаляться» на «непослушных» бояр и «учинити ему на своем государстве себе опричнину». Боярская дума вынуждена была согласиться.
Название «опричнина» происходит от слова «опричь» — «кроме». Так назывался удел, который выделяли вдове великого князя в пожизненное владение. Иван IV назначил для себя такой удел из всей территории государства. Страна была поделена на «опричнину» и «земщину». В опричнину Ивана IV вошли все дворцовые владения, северные районы страны с богатыми городами, земли центра страны и пограничья. На опричные земли поселили дворян, преданных царю и вошедших в опричное войско. Местные же землевладельцы лишились своих родовых вотчин и должны были переселиться в другие районы страны.
Неофициальной столицей опричнины стала Александрова слобода, которая превратилась в крепость. Здесь размещался «опричный государев двор» — военное «братство», главой которого стал сам царь. Члены «братства» носили черную одежду из грубых тканей и привязывали к поясу подобие метлы — символ клятвы вымести из страны измену. В Александровой слободе работали опричные приказы и Боярская дума, располагался печатный двор. Здесь же принимали иностранные посольства.
Земли, не попавшие в опричнину, остались под управлением земских правителей. Текущими государственными делами по-прежнему занимались земские приказы и Боярская дума. «О больших делах» докладывали царю. Он сохранял положение высшей инстанции в судебных делах и в вопросах международных отношений.
Опричнина вошла в историю многочисленными репрессиями, гибелью многих известных в России XVI века людей, разорением Новгорода и Пскова, кровавыми погромами в Клину, Твери и Торжке. Наряду с затяжной Ливонской войной опричнина стала причиной глубокого экономического кризиса, который разразился к концу правления Ивана IV.
Монашеская одежда из грубой шерстяной ткани с вплетенным конским волосом принадлежала, по преданию, царю Ивану IV Грозному. Она происходит из Александровой слободы (современный город Александров во Владимирской области) — неофициальной столицы опричнины, где в 1564–1576 годах размещался «опричный государев двор».
В декабре 1564 года Иван IV вместе с семьей покинул Москву, увозя с собой «всю свою казну». Царя сопровождали ближние люди с семьями и войско. Через несколько недель царский «поезд» прибыл в Александрову слободу, старинную вотчину московских великих князей. Отсюда Иван IV прислал в столицу две грамоты. В первой он объявлял о своем отказе от престола и сообщал, что «положил свой гнев» на бояр и духовенство, которые не дают казнить изменников, и на «детей боярских» (служилых землевладельцев) за плохую службу. Во второй, обращаясь к московским горожанам, царь добавил, что «гневу на них и опалы» нет. Только после челобитья духовенства и Думы Иван IV милостиво согласился вернуться на престол, но потребовал предоставить ему право без совета с Думой «опаляться» на «непослушных» бояр и «учинити ему на своем государстве себе опричнину». Боярская дума вынуждена была согласиться.
Название «опричнина» происходит от слова «опричь» — «кроме». Так назывался удел, который выделяли вдове великого князя в пожизненное владение. Иван IV назначил для себя такой удел из всей территории государства. Страна была поделена на «опричнину» и «земщину». В опричнину Ивана IV вошли все дворцовые владения, северные районы страны с богатыми городами, земли центра страны и пограничья. На опричные земли поселили дворян, преданных царю и вошедших в опричное войско. Местные же землевладельцы лишились своих родовых вотчин и должны были переселиться в другие районы страны.
Неофициальной столицей опричнины стала Александрова слобода, которая превратилась в крепость. Здесь размещался «опричный государев двор» — военное «братство», главой которого стал сам царь. Члены «братства» носили черную одежду из грубых тканей и привязывали к поясу подобие метлы — символ клятвы вымести из страны измену. В Александровой слободе работали опричные приказы и Боярская дума, располагался печатный двор. Здесь же принимали иностранные посольства.
Земли, не попавшие в опричнину, остались под управлением земских правителей. Текущими государственными делами по-прежнему занимались земские приказы и Боярская дума. «О больших делах» докладывали царю. Он сохранял положение высшей инстанции в судебных делах и в вопросах международных отношений.
Опричнина вошла в историю многочисленными репрессиями, гибелью многих известных в России XVI века людей, разорением Новгорода и Пскова, кровавыми погромами в Клину, Твери и Торжке. Наряду с затяжной Ливонской войной опричнина стала причиной глубокого экономического кризиса, который разразился к концу правления Ивана IV.