Виоль д’амур (от фр. viole d’amour) появилась в Италии в эпоху барокко, на рубеже XVI–XVII веков, и за столетие достигла большой популярности. К концу XVIII века приглушенное мягкое звучание «виолы любви» отступило перед более ярким скрипичным; однако сами музыканты не забыли предшественницу скрипки.
Французский альтист XIX века Кретьен Уран столь успешно выступал с этим инструментом, что вдохновил немецкого композитора Джакомо Мейербера отдать виоль солирующую партию в опере «Гугеноты» (романс Рауля, 1836 год).
В ХХ веке возрос интерес к старинной музыке, однако и в наши дни виоль д’амур остается редкостью. Леонид Патеюк, современный композитор и музыкант, владеющий этим инструментом, сообщал в интервью 2×2.su, что в европейское Международное общество виоль д’амур (International Viola D'amore Society) входит около 120 музыкантов из разных стран мира, в России же таких специалистов всего трое или четверо.
В отличие от современных родственных инструментов у виоль д’амур 12, иногда 14 струн, расположенных в два ряда: игровые металлические и резонансные жильные. Последних смычок не касается: они вибрируют за счет колебаний основных струн и корпуса и придают звучанию характерный бархатный тембр и впечатление, что играет целый оркестр. Во время игры виоль д’амур держат на плече, как и скрипку. Альтист Патеюк охарактеризовал звук инструмента как отличающийся «полетностью, особой проникновенностью».
Представленный экземпляр изготовил Владимир Скубенко, один из первых учеников известного скрипичного мастера Дениса Владимировича Ярового.
В 1989 году инструмент приобрело Барнаульское музыкальное училище для обучения и концертной деятельности студентов. На концертах ансамбля Ars longa под управлением Владимира Николаевича Анисимова на виоль играла выпускница училища, ныне известная российская и швейцарская скрипачка Анна Юрьевна Меркулова. Перу Анны Меркуловой принадлежит и авторская сказка, посвященная необычному инструменту, — «Королевский инструмент, или Школа игры на виоль д’амур», заслужившая теплые отзывы читателей.