Григорий Гагарин написал картину «Вид со столовой горы» в середине XIX века. Он создал работу маслом на холсте. Гора с названием Столовая находится на Северном Кавказе. Она располагается в основном на территории Джейрахского района Ингушетии. Гора относится к типу «столовых» гор — они отличаются плоской усеченной вершиной.
На переднем плане художник изобразил трех кавказских всадников. Они остановились на привал у обрыва на горе Столовой. На втором плане видно, как другие горцы переходят мелководную реку. Композиция написана в светлых тонах. Художник часто использовал такую цветовую гамму в своих работах. Картина «Вид со столовой горы» воспроизводит будничную военную обстановку Кавказа лермонтовского времени.
Григория Гагарина называют первооткрывателем Кавказа в русском искусстве. В 1840-х годах он поступил на военную службу и с небольшими перерывами жил и работал на Кавказе до 1850-х годов. Он с любопытством изучал быт и искусство местных жителей. Художник повсюду носил с собой альбом для зарисовок.
Чаще всего Гагарин изображал сцены военной и походной жизни: солдат у плетня, горцев у костра, черкесские сакли. Сакля — это тип жилища кавказских горцев. Искусствовед Анна Корнилова отмечала, что в те годы художник получил «благодатную возможность сочетать в реалистических композициях романтическую приподнятость и жизненную правду». Она так же указывала, что о дальних военных походах, в которые сам художник не ходил, он расспрашивал очевидцев. Он делал зарисовки по рассказам и тут же под рисунком вписывал имя человека, который сообщил ему «графическую информацию».
На Кавказе художник продолжал тесно общаться с писателем Михаилом Лермонтовым, который отбывал ссылку в тех краях. Поэт и художник жили в одной палатке, участвовали в одних походах и выполнили вместе две акварели: «Эпизод из сражения при Валерике» и «Схватка. Эпизод из Кавказской войны». На этих акварелях сохранились обозначения: «Лермонтов рисовал. Гагарин расцвечивал».
Во многом работы Григория Гагарина ценят за их документальность. Но его произведения не бесстрастно фиксируют события, а отличаются живостью и непосредственностью. На основе его работ в конце 1850-х годов в Париже были выпущены альбомы с литографиями: «Живописный Кавказ», «Костюмы Кавказа», «Князь Г. Г. Гагарин». Большая часть его наследия остается неизданной. Только в фонде Государственного Русского музея хранится более шести тысяч акварелей, рисунков, живописных и графических работ художника.
На переднем плане художник изобразил трех кавказских всадников. Они остановились на привал у обрыва на горе Столовой. На втором плане видно, как другие горцы переходят мелководную реку. Композиция написана в светлых тонах. Художник часто использовал такую цветовую гамму в своих работах. Картина «Вид со столовой горы» воспроизводит будничную военную обстановку Кавказа лермонтовского времени.
Григория Гагарина называют первооткрывателем Кавказа в русском искусстве. В 1840-х годах он поступил на военную службу и с небольшими перерывами жил и работал на Кавказе до 1850-х годов. Он с любопытством изучал быт и искусство местных жителей. Художник повсюду носил с собой альбом для зарисовок.
Чаще всего Гагарин изображал сцены военной и походной жизни: солдат у плетня, горцев у костра, черкесские сакли. Сакля — это тип жилища кавказских горцев. Искусствовед Анна Корнилова отмечала, что в те годы художник получил «благодатную возможность сочетать в реалистических композициях романтическую приподнятость и жизненную правду». Она так же указывала, что о дальних военных походах, в которые сам художник не ходил, он расспрашивал очевидцев. Он делал зарисовки по рассказам и тут же под рисунком вписывал имя человека, который сообщил ему «графическую информацию».
На Кавказе художник продолжал тесно общаться с писателем Михаилом Лермонтовым, который отбывал ссылку в тех краях. Поэт и художник жили в одной палатке, участвовали в одних походах и выполнили вместе две акварели: «Эпизод из сражения при Валерике» и «Схватка. Эпизод из Кавказской войны». На этих акварелях сохранились обозначения: «Лермонтов рисовал. Гагарин расцвечивал».
Во многом работы Григория Гагарина ценят за их документальность. Но его произведения не бесстрастно фиксируют события, а отличаются живостью и непосредственностью. На основе его работ в конце 1850-х годов в Париже были выпущены альбомы с литографиями: «Живописный Кавказ», «Костюмы Кавказа», «Князь Г. Г. Гагарин». Большая часть его наследия остается неизданной. Только в фонде Государственного Русского музея хранится более шести тысяч акварелей, рисунков, живописных и графических работ художника.