Картина «Вид набережной у Академии художеств» из собрания музея — редкое живописное произведение русского мастера гравюры Степана Галактионова. Он изобразил часть набережной, которая сегодня называется Университетской.
В период строительства Санкт-Петербурга архитектурные виды новой столицы выполнялись в основном в гравюре. С начала XIX века набрали популярность живописные изображения. С первых лет своего существования пристань на берегу Невы, украшенная древнеегипетскими сфинксами из розового гранита, стала важной частью архитектурного комплекса и превратилась в символ Академии художеств.
Проект пристани разработал архитектор Константин Тон. Он планировал украсить набережную скульптурами коней. Когда проект был уже почти завершен, пришло известие, что при раскопках древнего города Фивы нашли два изваяния сфинксов. Россия купила скульптуры. В 1832 году их доставили в Петербург, а в 1834-м — установили на пристани. Сфинксы добавили романтизма в архитектурную панораму, а композиция, дополненная стилизованными античными светильниками из бронзы и фигурами грифонов на скамьях, стала любимым сюжетом художников.
На полотне «Вид набережной у Академии художеств» Галактионов изобразил гранитную набережную с колоннами и статуей сфинкса в центре композиции, справа — водную гладь реки. Художник написал лунную световую дорожку на воде, этот сюжетно-композиционный прием сделал картину более эффектной и привлекающей внимание. По набережной и на смотровой площадке гуляют горожане. Слева от площадки лодка причаливает к берегу, вдали виднеются два парусника. Картина представляет особый тип изображения природы — так называемый «пейзаж настроения», где эмоциональность подчеркнута эффектом ночного освещения.
Степан Галактионов — русский график, литограф и пейзажный живописец, академик и заслуженный профессор Императорской академии художеств. Преподавал в Академии в 1817–1854 годах, занимался гравюрой на меди, литографией, создавал виньетки для петербургских альманахов и журналов, а также иллюстрации к произведениям Александра Пушкина, Ивана Крылова и других русских писателей.
В период строительства Санкт-Петербурга архитектурные виды новой столицы выполнялись в основном в гравюре. С начала XIX века набрали популярность живописные изображения. С первых лет своего существования пристань на берегу Невы, украшенная древнеегипетскими сфинксами из розового гранита, стала важной частью архитектурного комплекса и превратилась в символ Академии художеств.
Проект пристани разработал архитектор Константин Тон. Он планировал украсить набережную скульптурами коней. Когда проект был уже почти завершен, пришло известие, что при раскопках древнего города Фивы нашли два изваяния сфинксов. Россия купила скульптуры. В 1832 году их доставили в Петербург, а в 1834-м — установили на пристани. Сфинксы добавили романтизма в архитектурную панораму, а композиция, дополненная стилизованными античными светильниками из бронзы и фигурами грифонов на скамьях, стала любимым сюжетом художников.
На полотне «Вид набережной у Академии художеств» Галактионов изобразил гранитную набережную с колоннами и статуей сфинкса в центре композиции, справа — водную гладь реки. Художник написал лунную световую дорожку на воде, этот сюжетно-композиционный прием сделал картину более эффектной и привлекающей внимание. По набережной и на смотровой площадке гуляют горожане. Слева от площадки лодка причаливает к берегу, вдали виднеются два парусника. Картина представляет особый тип изображения природы — так называемый «пейзаж настроения», где эмоциональность подчеркнута эффектом ночного освещения.
Степан Галактионов — русский график, литограф и пейзажный живописец, академик и заслуженный профессор Императорской академии художеств. Преподавал в Академии в 1817–1854 годах, занимался гравюрой на меди, литографией, создавал виньетки для петербургских альманахов и журналов, а также иллюстрации к произведениям Александра Пушкина, Ивана Крылова и других русских писателей.