Живописную панораму Мурома с реки Оки создал неизвестный художник. По манере письма исследователи относят ее к первой половине — середине XIX века. Более подробное изучение деталей позволило точнее определить дату: картина была написана до 1847 года.
Исследователи предполагают, что она восходит к панораме, которую ранее создал учитель Муромского уездного училища Г. Рябиков. Он изобразил переправу Николая I через Оку в 1834 году на фоне городского пейзажа. Сама панорама не сохранилась, но известны литографии с нее — в том числе и те, которые отпечатали в Муроме в 1836 году. Автор картины «Вид Мурома» мог взять за основу этот печатный образец.
В отличие от Рябикова, второй мастер сосредоточился не на изображении переправы Николая I, а на детальном виде Мурома — город стал главным содержанием картины, а не просто фоном.
Муром возводили на семи холмах над Окой. Слева, в самом верху картины мастер изобразил Пятницкую и Воздвиженскую церкви. Обе они были разрушены, но на месте Воздвиженской позже возвели новую. Рядом с ними находятся несколько храмов XVI–XVII веков, в том числе и Спасский мужской монастырь, который считают одним из самых древних на Руси. Его построили еще в XI веке.
На вершине стоит церковь Николы Можайского XVII–XVIII веков, которая также не сохранилась до наших дней. Около нее расположен Смоленский храм 1838 года с высокой колокольней, а внизу холма — шатровая церковь Козьмы и Демьяна времен правления Ивана Грозного. Ее шатер позже, в 1868 году, обрушился.
Четвертый, самый протяженный холм на панораме города называют Богатыревой горой. Кроме церквей, на нем виднеются каменные особняки. Один из них в то время принадлежал директору внешней торговли, генерал-майору Языкову, а построен был для боярина Ивана Романова — дяди царя Михаила.
В центре панорамы изображен пятый холм, или Воеводская гора. На ней с древности и до времен Екатерины II находилась городская крепость. В центре холма возвышается собор во имя Рождества Богородицы и находится усыпальница, где хранились мощи Петра и Февронии. Правее на картине видны одноглавые церкви: Рождества Христова, Николы Зарядного и Иоанна Предтечи.
На шестом холме видны Троицкий женский и Благовещенский мужской монастыри XVI–XVII веков. На берегу реки у подножия холма показан храм Николы Набережного 1717 года. На картине мастер изобразил его белоснежным с зелеными кровлями (сейчас он выкрашен в желтовато-оранжевые тона). Именно по виду его строений исследователи определили, что картина была написана до 1847 года.
На последнем, седьмом холме в правой части панорамы, художник написал каменные купеческие дома. Правее видны храмы XVII века: Воскресения и Введения женского монастыря, закрытого при Екатерине II. Сейчас на его месте вновь открыт женский монастырь. Ниже находится церковь Георгия. Ее построили в XVII веке. На месте церкви в современном Муроме установили памятный крест.
Исследователи предполагают, что она восходит к панораме, которую ранее создал учитель Муромского уездного училища Г. Рябиков. Он изобразил переправу Николая I через Оку в 1834 году на фоне городского пейзажа. Сама панорама не сохранилась, но известны литографии с нее — в том числе и те, которые отпечатали в Муроме в 1836 году. Автор картины «Вид Мурома» мог взять за основу этот печатный образец.
В отличие от Рябикова, второй мастер сосредоточился не на изображении переправы Николая I, а на детальном виде Мурома — город стал главным содержанием картины, а не просто фоном.
Муром возводили на семи холмах над Окой. Слева, в самом верху картины мастер изобразил Пятницкую и Воздвиженскую церкви. Обе они были разрушены, но на месте Воздвиженской позже возвели новую. Рядом с ними находятся несколько храмов XVI–XVII веков, в том числе и Спасский мужской монастырь, который считают одним из самых древних на Руси. Его построили еще в XI веке.
На вершине стоит церковь Николы Можайского XVII–XVIII веков, которая также не сохранилась до наших дней. Около нее расположен Смоленский храм 1838 года с высокой колокольней, а внизу холма — шатровая церковь Козьмы и Демьяна времен правления Ивана Грозного. Ее шатер позже, в 1868 году, обрушился.
Четвертый, самый протяженный холм на панораме города называют Богатыревой горой. Кроме церквей, на нем виднеются каменные особняки. Один из них в то время принадлежал директору внешней торговли, генерал-майору Языкову, а построен был для боярина Ивана Романова — дяди царя Михаила.
В центре панорамы изображен пятый холм, или Воеводская гора. На ней с древности и до времен Екатерины II находилась городская крепость. В центре холма возвышается собор во имя Рождества Богородицы и находится усыпальница, где хранились мощи Петра и Февронии. Правее на картине видны одноглавые церкви: Рождества Христова, Николы Зарядного и Иоанна Предтечи.
На шестом холме видны Троицкий женский и Благовещенский мужской монастыри XVI–XVII веков. На берегу реки у подножия холма показан храм Николы Набережного 1717 года. На картине мастер изобразил его белоснежным с зелеными кровлями (сейчас он выкрашен в желтовато-оранжевые тона). Именно по виду его строений исследователи определили, что картина была написана до 1847 года.
На последнем, седьмом холме в правой части панорамы, художник написал каменные купеческие дома. Правее видны храмы XVII века: Воскресения и Введения женского монастыря, закрытого при Екатерине II. Сейчас на его месте вновь открыт женский монастырь. Ниже находится церковь Георгия. Ее построили в XVII веке. На месте церкви в современном Муроме установили памятный крест.