Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Нехорошая квартира»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Бидончик для керосина

Время создания
середина XX века
Место создания
СССР
Размер
33x14,5x14,5 см
Техника
металл
0
Открыть в приложении
#8

В романе «Мастер и Маргарита» есть несколько предметов, которые стали его визитной карточкой. Среди них — примус в лапах кота Бегемота и бидон с керосином Аннушки-Чумы.

Огонь интересовал Михаила Булгакова еще в юности. Его сестра Надежда Афанасьевна рассказывала, что в комнате брата на стене была надпись: Ignis sanat, что с латыни переводится как «огонь лечит».

Третья жена писателя Елена Сергеевна вспоминала, что Булгаков боялся пожаров, которые часто случались в эпоху керосиновых приборов и примусов, хотя сам он предпочитал работать по ночам при живом пламени свечей. Однажды в его квартире на Большой Пироговской домработница уронила керосинку на открытый бидон с керосином.
#9

М.А., стоя по щиколотки в воде, с обожженными руками и волосами, бросал на огонь все, что мог: одеяла, подушки и все выстиранное белье. В конце концов он остановил пожар. <…> Пожарные приехали, когда дело было кончено. С ними — милиция. Составили протокол. Пожарные предлагали: давайте из шланга польем всю квартиру! Миша, прижимая руку к груди, отказывался.

Из дневника Елены Сергеевны Булгаковой, 23 января 1934 года
#10

Образ пожара часто появляется в творчестве Булгакова. Например, в его раннем рассказе «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна» пламя охватывает здание, прототипом которого стал дом № 10 на Большой Садовой. Еще раз дотла Булгаков сжигает его в «Мастере и Маргарите».

Пожары, в которых сгорели «нехорошая квартира», торгсин на Смоленском рынке и дом Грибоедова в романе, исследователи творчества писателя трактуют как начало Страшного суда. В ранних редакциях произведения пожары были еще масштабнее — они поглощали половину Москвы. Очистительный огонь сопровождает отъезд из столицы Мастера и его возлюбленной.
#11

— Вот и все, — сказала Маргарита и повернулась к поэту.

 — Нет, не все, — отозвался поэт, — через день, не позже, меня схватят. Кончу я жизнь свою в сумасшедшем доме или в тюрьме. И если сию минуту я не забудусь, у меня лопнет голова.

Он поник головой. Маргарита прижалась к нему и заговорила нежно.

 — Ты ни о чем не думай. Дело, видишь ли, в том, что в городе кутерьма. И пожары.

 — Пожары?

— Пожары. Я подозреваю, что это они подожгли Москву. Так что им совершенно не до тебя.
Из ранней редакции романа «Мастер и Маргарита»
#13
1 / 2
Бидончик для керосина
#12
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Бидончик для керосина

Время создания
середина XX века
Место создания
СССР
Размер
33x14,5x14,5 см
Техника
металл
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%