Абажур — символ домашнего тепла и уюта в художественном мире Михаила Булгакова. Этот образ связан с его воспоминаниями из детства.
Абажур
Особое значение для меня имеет образ лампы с абажуром, это для меня очень важный образ. Возник он из детских впечатлений — образ моего отца, пишущего за столом.
Абажур становится важным символом в романе «Белая гвардия»:
Хоть на лампе и был абажур, в спальне Елены стало так нехорошо, словно кто-то сдернул цветистый шелк и резкий свет ударил в глаза и создал хаос укладки. Лицо Елены изменилось, стало похоже на старинное лицо матери, смотревшей из резной рамы. Губы дрогнули, но сложились презрительные складки. Дернула ртом. Вышедший из рваного конверта листок рубчатой, серенькой бумаги лежал в пучке света.
Герой повести «Записки на манжетах» читает Александра Пушкина у лампы с красным абажуром. В очерке 1924 года «Воспоминание» рассказчик, который наконец получил официальную прописку, наслаждается теплом в коммунальной квартире:
…каждый вечер, лишь только нальются нити лампы в 50 свечей, и в зеленой тени абажура я могу писать и читать, в тепле, не помышляя о том, что на дворе ветерок при 18 градусах мороза.
В письме от 24 апреля 1932 года Михаил Булгаков пишет своему другу философу Павлу Попову, что ему начала сниться покойная мама:
И временами, когда в горьких снах я вижу абажур, клавиши, Фауста и ее (а вижу я ее во сне в последние ночи вот уж третий раз. Зачем меня она тревожит?).
Противоположностью абажура у Булгакова выступает обернутая газетой или вообще перегоревшая лампочка. В повести «Роковые яйца» Булгаков описывает ужас и смятение жителей перед нашествием огромных змей в столицу:
Пылала бешеная электрическая ночь в Москве. Горели все огни, и в квартирах не было места, где бы не сияли лампы со сброшенными абажурами. Ни в одной квартире Москвы, насчитывающей четыре миллиона населения, не спал ни один человек, кроме неосмысленных детей.