Заслуженный художник Республики Мордовия Александр Жидков (1935–2020) окончил Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого в 1961 году. Вместе с коллегами Виктором Бедновым и Анатолием Мисюрой много ездил по Мордовии, занимался оформительской работой и в то же время собирал материал для будущих работ. В творческих командировках рождались живописные пейзажи местных сел, портреты современников, тематические картины.
В живописи Александр Жидков опирался на художественные установки сурового стиля. Этот стиль формировался в 1950-х годах и предлагал монументальный показ трудовых будней. В центре внимания — суровая неприукрашенная романтика повседневности и люди с их внутренней силой, энергией и волей к жизни. Хотя Александр Жидков вдохновлялся суровой эстетикой, его произведения отличаются от программных работ этого стиля. Его работы жизнерадостные, со множеством интересных деталей. Художник Жидков часто использовал яркое, словно сказочное цветовое решение.
Так, героиня картины «Весна» одета в красный мокшанский костюм, который был распространен в Мордовии в середине XX века. Яркое платье и цветастое одеяльце, в котором мать держит ребенка, контрастируют с темным колоритом одежды отца. Полотно в целом выстроено на контрастах: грубые сапоги и нежные веточки герани в окне, крепкие фигуры и тонкий росток.
Бытовую, на первый взгляд, картину Александр Жидков переводит в плоскость аллегории. Две центральные фигуры олицетворяют два разных проявления жизни: мужчина — суровые трудовые будни, женщина — традиции. Изображение ребенка задает идею преемственности поколений.
Картина в аллегорической форме иллюстрирует известное изречение о том, что в жизни необходимо «построить дом, посадить дерево и вырастить сына». Пара с младенцем изображена на фоне нового бревенчатого дома, мужчина опирается на лопату — он только что посадил новое молодое деревце.
Весна на картине — это не просто время года. Новорожденный ребенок, только что посаженное дерево, яркие солнечные цвета ведут к восприятию весны как начала новой жизни, времени для новых свершений.
В живописи Александр Жидков опирался на художественные установки сурового стиля. Этот стиль формировался в 1950-х годах и предлагал монументальный показ трудовых будней. В центре внимания — суровая неприукрашенная романтика повседневности и люди с их внутренней силой, энергией и волей к жизни. Хотя Александр Жидков вдохновлялся суровой эстетикой, его произведения отличаются от программных работ этого стиля. Его работы жизнерадостные, со множеством интересных деталей. Художник Жидков часто использовал яркое, словно сказочное цветовое решение.
Так, героиня картины «Весна» одета в красный мокшанский костюм, который был распространен в Мордовии в середине XX века. Яркое платье и цветастое одеяльце, в котором мать держит ребенка, контрастируют с темным колоритом одежды отца. Полотно в целом выстроено на контрастах: грубые сапоги и нежные веточки герани в окне, крепкие фигуры и тонкий росток.
Бытовую, на первый взгляд, картину Александр Жидков переводит в плоскость аллегории. Две центральные фигуры олицетворяют два разных проявления жизни: мужчина — суровые трудовые будни, женщина — традиции. Изображение ребенка задает идею преемственности поколений.
Картина в аллегорической форме иллюстрирует известное изречение о том, что в жизни необходимо «построить дом, посадить дерево и вырастить сына». Пара с младенцем изображена на фоне нового бревенчатого дома, мужчина опирается на лопату — он только что посадил новое молодое деревце.
Весна на картине — это не просто время года. Новорожденный ребенок, только что посаженное дерево, яркие солнечные цвета ведут к восприятию весны как начала новой жизни, времени для новых свершений.