Восковой венчальный венок — неотъемлемая часть наряда невесты, он надевался на голову девушки на свадебную церемонию — к праздничному платью. В казачьей среде оно было традиционно белым, украшалось кружевом, вышивкой, складками и оборками. Фата была обязательной, наряду с изящным с бутонами венком считалась символом невинности и многолетней совместной супружеской жизни.
Подобные венки назывались «цветы» (с ударением на первом слоге) и были чрезвычайно популярны до середины ХХ века. Они плелись непременно с «косами» из цветов. Эта мода пришла в Россию из Европы в начале 1700-х годов, где изначально символом невесты служил «флердоранж», белоснежный цветок померанца, дерева из семейства цитрусовых. Однако, поскольку в нашей стране померанец не растет, здесь свадебные венки плелись или из живых полевых цветов, или с использованием колосьев спелой пшеницы (свадьбы нередко игрались осенью), или делались из искусственных материалов.
Свадебный венок на голову изготавливали из бумажных, матерчатых и восковых цветов. Такие «флердоранжи» тщательно имитировали настоящие бутончики и цветки и украшали прически невест в волосах сами по себе или вместе с фатой из «блондов» — расшитой кружевными узорами тюлевой сетки. В флердоранжевый гарнитур XIX века входили венок, брошь для пояса (или для выреза декольте) и веточки для рукавов платья.
Восковые цветы невесты изготавливали сами накануне свадьбы или покупали при храмах и монастырях. Также в селах были специальные мастера по созданию украшений. Технология была достаточно простой: из проволоки с папиросной бумагой делали каркас самого венка, а также составные части цветков, тычинки, лепестки, листки. Их, иногда окрасив, окунали в расплавленный воск, затем собирали готовый головной убор.
Венки были строго индивидуальными: передавать их в наследство или одалживать подруге категорически запрещалось. После свадьбы, когда наряд невесты меняли на платье замужней женщины, венок клали в киот — стеклянный ящик иконы, где он хранился до конца жизни.
Благодаря доступности материала и простоте изготовления, флердоранжи были распространены повсеместно. Мода на восковые свадебные украшения испытывала чередующиеся периоды подъема и спада, а к 80-м годам XX века исчезла практически полностью.
Подобные венки назывались «цветы» (с ударением на первом слоге) и были чрезвычайно популярны до середины ХХ века. Они плелись непременно с «косами» из цветов. Эта мода пришла в Россию из Европы в начале 1700-х годов, где изначально символом невесты служил «флердоранж», белоснежный цветок померанца, дерева из семейства цитрусовых. Однако, поскольку в нашей стране померанец не растет, здесь свадебные венки плелись или из живых полевых цветов, или с использованием колосьев спелой пшеницы (свадьбы нередко игрались осенью), или делались из искусственных материалов.
Свадебный венок на голову изготавливали из бумажных, матерчатых и восковых цветов. Такие «флердоранжи» тщательно имитировали настоящие бутончики и цветки и украшали прически невест в волосах сами по себе или вместе с фатой из «блондов» — расшитой кружевными узорами тюлевой сетки. В флердоранжевый гарнитур XIX века входили венок, брошь для пояса (или для выреза декольте) и веточки для рукавов платья.
Восковые цветы невесты изготавливали сами накануне свадьбы или покупали при храмах и монастырях. Также в селах были специальные мастера по созданию украшений. Технология была достаточно простой: из проволоки с папиросной бумагой делали каркас самого венка, а также составные части цветков, тычинки, лепестки, листки. Их, иногда окрасив, окунали в расплавленный воск, затем собирали готовый головной убор.
Венки были строго индивидуальными: передавать их в наследство или одалживать подруге категорически запрещалось. После свадьбы, когда наряд невесты меняли на платье замужней женщины, венок клали в киот — стеклянный ящик иконы, где он хранился до конца жизни.
Благодаря доступности материала и простоте изготовления, флердоранжи были распространены повсеместно. Мода на восковые свадебные украшения испытывала чередующиеся периоды подъема и спада, а к 80-м годам XX века исчезла практически полностью.