Складной веер, представленный в экспозиции, изготовлен в XIX веке в Японии. Его приобрели у антиквара Степана Петренко специально для экспозиции в доме декабриста Матвея Ивановича Муравьева-Апостола. Веер состоит из черепаховых пластин, между которыми натянута пергаментная бумага черного цвета. Именно на контрасте черного и белого создается целостная композиция. С одной стороны изображено цветущее дерево с белыми цветами, зелеными листьями и птицами. Другая сторона расшита шелковыми нитями, в основе сюжетного орнамента — пагода, деревья, птицы. Конец ручки украшен полукольцом с кисточками. Представленный веер относится к типу «плие», что означает «складка, складчатый». Веера такого типа собирали из остова — нижней части веера, и верхней части — экрана, который изготавливали из бумаги, пергамента, ткани, кружева.
История веера насчитывает уже несколько тысяч лет. Традиционно его родиной считают Китай и Японию, именно благодаря этим странам веера получили широкое распространение. В Европе этот аксессуар появился в XVI веке, и первое время был доступен только знатным людям. Веер считался символом статуса, так как для его изготовления использовались дорогие материалы и драгоценные камни. Европейские мастера быстро подхватили восточное веяние моды, и весь высший свет обзавелся изящным аксессуаром.
В России женское опахало получило широкое распространение в начале XVIII века. Считается, что веер — ровесник Санкт-Петербурга, поскольку он вошел в светскую жизнь вместе с петровской реформой гражданского костюма. Теперь веера создавали и в России, и они ничуть не уступали восточным и европейским изделиям по качеству материалов и своим художественным достоинствам. Веера изготавливали самые разные мастера: ювелиры, граверы, живописцы, резчики по дереву и кости. По мере возрастания популярности веера стали превращаться в настоящие произведения искусства. В качестве материала для костяков вееров использовали золото, нефрит, слоновую кость, оправы из черепашьего панциря, рога зверей, сандал и бамбук. В XIX веке вееру отводилась особая роль. Он помогал выражать свои желания или флиртовать, рассказать собеседнику обо всех симпатиях и намерениях его обладательницы.