Веер по-адыгски называется жьыф (от слова «жьы» — воздух). Веер возник в быту адыгов на рубеже XVIII–XIX веков. В старину веером могли пользоваться только старшие члены семьи. Иногда веер использовался для ухода за больными или для обмахивания младенцев в жаркую погоду.
На бархатных веерах вышивали разнообразные узоры, изображения зверей и птиц, листьев и деревьев, а также рощ, гор, ручьев и других элементов окружающего пейзажа. Так адыги демонстрировали любовь и уважение к щедрой природе своего края.
В наши дни адыгский веер стал частью сценической танцевальной культуры и используется как женский аксессуар для княжеских танцев «Къафэ» и «Зэфакlу».
Ход танца «Къафэ» должен быть спокойным, как будто плывущим. В круг выходят солисты — княжеская пара. Мужчина танцует на высоких полупальцах. Женщина в специальной деревянной обуви — котурнах, которую носили только женщины княжеского сословия. Она сходила с них в знак особого уважения и расположения к гостям отца (мужа, брата). В кругу может танцевать только одна пара. Танец начинается с обхода партнерами друг друга и движения по кругу. Они словно оценивают друг друга, с достоинством представляя себя.
«Зэфак1у» переводится как «идти на встречу». «Зэфак1у» — это танец — приглашение на первое знакомство, на первое свидание. Танцор и постановщик танцев М.М. Бешкок так рассказывает об этом танце: