Веер жьыф, выполненный из соломы, хранится в фондах Краеведческого музея города Адыгейска с июля 1996 года. Предмет передала музею Галимет Туовна Кабанова, проживающая в городе Адыгейске. Со слов дарителя, веер принадлежал ее бабушке. Автор веера — скорее всего сама бабушка дарителя. Возраст веера составляет около 100 лет.
С древнейших времен у адыгов важнейшее место занимал культ огня. Огонь воспринимали как живую сущность, почитали его как божество. Самым страшным проклятием считали фразу «Да потухнет огонь в твоем очаге», потому что очаг был напрямую связан с жизнями обитателей дома. А веер, которым в нем раздували пламя, считали священным атрибутом.
Веер возник в быту адыгов на рубеже XVIII–XIX веков. Адыгские веера по своему внешнему виду существенно отличаются от складных европейских вееров и скорее напоминают прямоугольный флажок. Веера-флажки могли быть двух видов: бархатные и соломенные. Их делали на жесткой картонной основе размером 25 на 30 сантиметров. Веер крепился к тонкой резной деревянной ручке, вокруг которой он потом вращался, при помощи петель-ушек.
Соломенный веер украшали геометрическими узорами, чаще всего симметричными. Основу рисунков могли составлять простейшие фигуры, символические обозначения зверей и птиц и другие знаки. С помощью этих рисунков адыги умели передавать различные смыслы.
Однако исследователи считают, что со временем мастера перестали вкладывать в подобные узоры сакральный смысл и соединяли символы в единые композиции, руководствуясь лишь собственным вкусом и художественным видением.
Мастерицы создавали адыгские веера-флажки, расшитые золотом и серебром и украшенные галунами и плетеными фигурными подвесками. Таким веером девушки дополняли праздничную одежду с декоративной и практической целями. А в доме наряду с подчасниками и вешалками для полотенца, украшенными вышивкой, можно было увидеть и адыгский веер — жьыф. Расшитый золотом веер с фамильной тамгой (родовым фамильным знаком) — произведение декоративно-прикладного искусства.
С древнейших времен у адыгов важнейшее место занимал культ огня. Огонь воспринимали как живую сущность, почитали его как божество. Самым страшным проклятием считали фразу «Да потухнет огонь в твоем очаге», потому что очаг был напрямую связан с жизнями обитателей дома. А веер, которым в нем раздували пламя, считали священным атрибутом.
Веер возник в быту адыгов на рубеже XVIII–XIX веков. Адыгские веера по своему внешнему виду существенно отличаются от складных европейских вееров и скорее напоминают прямоугольный флажок. Веера-флажки могли быть двух видов: бархатные и соломенные. Их делали на жесткой картонной основе размером 25 на 30 сантиметров. Веер крепился к тонкой резной деревянной ручке, вокруг которой он потом вращался, при помощи петель-ушек.
Соломенный веер украшали геометрическими узорами, чаще всего симметричными. Основу рисунков могли составлять простейшие фигуры, символические обозначения зверей и птиц и другие знаки. С помощью этих рисунков адыги умели передавать различные смыслы.
Однако исследователи считают, что со временем мастера перестали вкладывать в подобные узоры сакральный смысл и соединяли символы в единые композиции, руководствуясь лишь собственным вкусом и художественным видением.
Мастерицы создавали адыгские веера-флажки, расшитые золотом и серебром и украшенные галунами и плетеными фигурными подвесками. Таким веером девушки дополняли праздничную одежду с декоративной и практической целями. А в доме наряду с подчасниками и вешалками для полотенца, украшенными вышивкой, можно было увидеть и адыгский веер — жьыф. Расшитый золотом веер с фамильной тамгой (родовым фамильным знаком) — произведение декоративно-прикладного искусства.