«Одиннадцать» — неформальная группировка советских ленинградских художников. Иногда она упоминается как «Художники левого ЛОСХа» — это прозвище обусловлено тем, что выставки группы были организованы Ленинградским отделением Союза художников РСФСР.
#1
#2
Членов группы объединяла идея противопоставления индивидуального творчества усредненному в визуальном плане соцреализму, широко распространенному в те годы в советском изобразительном искусстве. В.И. Тюленев был одним из «Одиннадцати». Уходя от официальности в изобразительном искусстве, художник стремился работать не по госзаказу, а для собственного самовыражения, наиболее полного воплощения собственных замыслов.
#3
Главная тема произведений Виталия Ивановича Тюленева (1937–1997) вызревала постепенно из впечатлений детства и юности, из ранних увлечений, переросших в зрелом возрасте в неизбывную тягу общения с природой. Традиционное натурное письмо в конце 1960-х сменилось сочиненными композициями, населенными образами из прошлого, из детства — «коллажами из сновидений» можно назвать эти работы. Экспериментируя с изобразительной формой, В. Тюленев открыл непривычный простор ассоциациям. Автор объединяет образы в плоскости картины вопреки законам времени и пространства. Их отбор и монтаж, как в работе «Вечерний улов» 1986 г., обусловлены авторским мировосприятием и поэтическим чутьем.
#4
Здесь и красота окружающего мира, и ностальгия по утраченному, и переливы любимого синего цвета. Будто образы генетической памяти выплывают из подсознания художника, и его лирический герой путешествует во времени и пространстве, втягивая и зрителя в это волшебное странствие.
#5
Россыпь белых точек — «звездная пыль» — по всему пространству полотна делает сюжет вневременным и фантастическим, уводя от обыденности.
#6
Окно с горящей лампой или свечой — вечный образ дома, где тебя ждут. Но этот угол дома и плетень размещаются в левом нижнем углу полотна, будто вы смотрите на земной мир сверху.
#7
Рыба — частый образ в творчестве В. Тюленева. С одной стороны, это одно из лучших ранних воспоминаний о рыбалке, улове, трапезе. С другой стороны — это многозначный культурный символ, наделенный разнообразием смыслов, особенно если художник показывает ее в голубом круге — то ли тарелке, то ли ореоле в ночном небе.
#8
Луна в виде половинки диска с сиянием вокруг — как вечная спутница влюбленных и романтиков, смотрящих не под ноги, а в небо.
#9
Четыре головы лошадей — черной, белой, гнедой масти и рыженького жеребенка — как присутствие в пространстве картины этих благородных и стремительных существ, воплощающих грациозность и гармонию движения, силы, которая помогает человеку.
#10
Всё вместе непостижимо складывается у каждого человека в свой собственный образ — вечерней рыбалки или ночного со стреноженными лошадьми, первого похода по родным местам или позднего возвращения домой, где, как всегда, ждет мама.
#11
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
читать дальшескрыть
Вечерний улов
Время создания
1986
Размер
82x78 см
Техника
холст, масло
Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться