В собрании Александровского дворца представлены уникальные вазы с подглазурной росписью, созданные на Императорском фарфоровом заводе в период между 1903 и 1912 годами. Вазы, выполненные в этой технике, оставались основным видом художественной продукции петербургской мануфактуры на протяжении всего периода модерна. Условно можно разделить их сюжеты на три основные группы: пейзажные композиции, цветочные и растительные мотивы, изображения птиц и животных.
Большое влияние на развитие подглазурной живописи на Императорском фарфоровом заводе оказал «копенгагенский метод», освоенный нашими мастерами под чутким руководством ведущих художников Датской Королевской мануфактуры К.Ф. Лиисберга и К.Л. Мортенсена. Новый способ украшения фарфора, при котором краски «большого огня» под воздействием высокой температуры теряют интенсивность цвета, становясь мягкими, нежными и приглушенными, как нельзя лучше отвечал требованиям «модернового облика» фарфора. В процессе сложной и интересной работы художникам Императорского завода удалось создать свою школу подглазурной живописи на фарфоре, отличающуюся от датской как в композиционном, так и в стилистическом решении произведений. В первую очередь это ощутимо в пейзажных работах. Подтверждением тому могут послужить слова одного из первых исследователей фарфора этого периода Э.Ф. Голлербаха:
Большое влияние на развитие подглазурной живописи на Императорском фарфоровом заводе оказал «копенгагенский метод», освоенный нашими мастерами под чутким руководством ведущих художников Датской Королевской мануфактуры К.Ф. Лиисберга и К.Л. Мортенсена. Новый способ украшения фарфора, при котором краски «большого огня» под воздействием высокой температуры теряют интенсивность цвета, становясь мягкими, нежными и приглушенными, как нельзя лучше отвечал требованиям «модернового облика» фарфора. В процессе сложной и интересной работы художникам Императорского завода удалось создать свою школу подглазурной живописи на фарфоре, отличающуюся от датской как в композиционном, так и в стилистическом решении произведений. В первую очередь это ощутимо в пейзажных работах. Подтверждением тому могут послужить слова одного из первых исследователей фарфора этого периода Э.Ф. Голлербаха: