После революции 1917 года на Тамбовщине началась масштабная национализация дворянских поместий. Изъятые ценности передавали в губернские и городские музеи. Примерно в это время в Художественный музей Тамбова, будущий краеведческий, попали две итальянские парные вазы. Точную дату создания установить не удалось — специалисты считают, что их изготовили на рубеже XVII–XVIII веков.
Ваза декоративная, реставратор Минина
Время создания
конец XVII — начало XVIII века, Сиена, Италия
Размер
53x24 см
Техника
майолика, полихромная роспись
Коллекция
Выставка
5
Открыть в приложении#1
Автор неизвестен
Ваза декоративная, реставратор Минина
#4
#8
Оба экспоната выполнены в технике майолики. Сначала мастер изготавливал саму вазу из глины: свежие черепки имели природный оттенок — от светло-кремового до терракотового. Затем покрывал изделие первым, нижним слоем непрозрачной глазури, содержащей олово. На него красками наносил рисунок, а затем сверху — еще слой глазури. Мастер мог сделать роспись множеством разных цветов или монохромную — в один цвет. Для того чтобы сохранить яркость рисунка, он обжигал вазу при низких температурах. Правда, результат был непредсказуем — обжиг раскрывал внутренние возможности краски, и она могла потемнеть, изменить тон или текстуру. От качества обжига зависела прочность стенок. Обычно глазурованное покрытие на керамике было не толще 0,15–0,3 миллиметра. Формы таких изделий получались мягкими, оплывающими, а поверхность — блестящей.
#10
Майоликовые вазы из Тамбовского краеведческого музея были изготовлены в Сиене, небольшом городе в Тоскане. Ручки вазы выполнены в виде змей, под ними расположены выпуклые женские головы.
#11
Данная ваза была отреставрирована в 2003 году во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика Игоря Грабаря. Реставратор Елена Минина очистила всю поверхность вазы от загрязнений, сделала мастиковку сколов — заполнила трещины и пустоты специальным гипсополимером, смешанным с водой. Затем она затонировала отреставрированные части и закрепила их лаком.
#3
Ваза декоративная. Оборотная сторона с мифологическим сюжетом «Артемида, сатиры и нимфы», частью сюжета «Кара Актеона». Конец XVII — начало XVIII века.
#12
Основной сюжет вазы взят из итальянской рыцарской поэмы «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо, впервые вышедшей в 1581 году. Гидраот, принц Дамасский, послал свою племянницу-колдунью Армиду предотвратить нашествие крестоносцев на Иерусалим. Она увлекла за собой самых храбрых рыцарей, и они больше не могли сражаться. Тогда один из главных героев, Ринальд, освободил крестоносцев, но сам попал под любовные чары Армиды. Колдунья похитила Ринальда и увезла на свой остров, где в волшебных садах он забыл о воинском долге. Двое крестоносцев отыскали воина и помогли ему бежать. В ярости Армида уничтожила свои сады и бросилась в битву, чтобы добраться до сбежавшего и убить его. Но он успел признаться ей в любви, стать ее рыцарем и спастись. На вазе изображены Ринальд и Армида, которые смотрятся в зеркало, а двое товарищей рыцаря подглядывают за ними.
#13
На обороте вазы изображена сцена с сатирами, нимфами и богиней охоты Артемидой с луком в руках. Это часть сюжета о наказании Актеона, который случайно подглядел за купанием богини. Основное изображение с превращенным Актеоном размещено на второй парной вазе.
#14
Тамбовский областной краеведческий музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Ваза декоративная, реставратор Минина
Время создания
конец XVII — начало XVIII века, Сиена, Италия
Размер
53x24 см
Техника
майолика, полихромная роспись
Коллекция
Выставка
5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться